Найти в Дзене
GENZER Автомобили

Что ждёт российский авторынок в 2022 году: прогнозы экспертов

Оглавление

Не успев оправиться после пандемии, российский авторынок погрузился в новый кризис. В конце февраля 2022 года покупатели и продавцы столкнулись с резким повышением цен из-за роста курсов валют и стремительным сокращением количества предложений из-за санкций.

Важно понимать, что текущие прогнозы построены на основе текущей ситуации, а последние 2 года показали, насколько быстро внешние факторы могут изменить ситуацию на рынке и сделать неактуальными все предыдущие предположения.

Главная проблема — не падение спроса, а отсутствие новых автомобилей

-2

Острый дефицит образовался не только в сегменте импортных автомобилей, но и среди тех моделей, выпуск которых локализован в России. Это происходит из-за того, что большинство автопроизводителей временно приостановили свою деятельность на российском рынке. А сохранившие производство заводы — АвтоВАЗ, Автотор, «Мазда Соллерс», УАЗ, «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» — столкнулись с нехваткой комплектующих, что вызвало падение производства: в марте-2022 собрано на 70% меньше машин, чем годом ранее.

Даже с учётом роста цен далеко не все желающие сейчас могут совершить покупку из-за нехватки машин. Много надежд на китайских производителей, но при всём желании занять российский рынок им потребуется время на организацию дополнительных поставок, подготовку новых или расширение действующих производств. При этом в мировом автопроме всё ещё сохраняется острый дефицит полупроводников, влияющий на производство.

-3

Ключевым инструментом поддержки производства автомобилей в России в ближайшее время станет смягчение требований к экологичности и безопасности транспортных средств. Поэтому, в продаже появятся машины «Евро-2» (или ниже), без эйрбэгов, ABS и других вспомогательных систем. Кроме того, остаётся надежда на импорт новых автомобилей из соседних государств, куда иностранные концерны продолжают поставлять продукцию.

В текущих реалиях машины продаются очень медленно (средний срок продажи вырос на 50%): наиболее активные покупатели успели совершить сделки в конце февраля — начале марта, после чего автокредиты стали менее доступными из-за высоких ставок и жёстких требований к заёмщикам. Ощутимое снижение цен сейчас маловероятно, но часть оставшихся новых машин продавцы попробуют реализовать максимально быстро, поэтому при покупке за наличные можно договориться о скидках.

При самом оптимистичном сценарии, продажи новых автомобилей в 2022 году упадут до 1 миллиона штук — это на треть меньше, чем в 2021 году, и худший в абсолютных показателях результат за последние 15 лет.

Но для реализации оптимистичного сценария необходимо, чтобы компании, которые приостановили свою деятельность в России, возобновили работу, производители восстановили или наладили новые каналы логистики автокомпонентов, а китайские бренды резко усилили своё присутствие.

-4

При негативном развитии событий продажи могут упасть до 600 тысяч единиц (минус 60% в сравнении с 2021 годом). Такому сценарию будут способствовать, например, новые санкции, кардинальное снижение реальных доходов населения, очередной резкий рост цен на автомобили и повседневные товары.

Если не будет новых машин, покупатели пойдут за подержанными

-5

Из-за роста цен на новые автомобили на вторичном рынке в последние годы растёт дефицит свежих ликвидных машин — большинство владельцев стараются максимально отложить смену транспортного средства. Но и на вторичке цены ползли вверх вслед за новыми машинами. Самое заметное подорожание произошло в марте: к концу месяца средняя цена на автомобили с пробегом выросла на 25% по сравнению с началом года — до 1,25 миллиона рублей. Но в апреле цены стали снижаться, пусть и не до уровня начала года: к концу месяца машины подешевели на 5% (до 1,19 млн). Одновременно с этим восстанавливается и объём предложений — плюс 12% относительно начала года и плюс 30% по сравнению с серединой марта, поэтому нереализованный спрос с рынка новых машин может «вылиться» на вторичный рынок.

Даже февральские цены для многих потенциальных покупателей оказались слишком высокими. Теперь к ним добавились дорогие кредиты, инфляция, снижение реальных доходов — поэтому свободных средств на приобретение автомобиля остаётся всё меньше. Также во время кризиса многие предпочитают перейти в режим сбережения и сократить свои расходы.

При негативном сценарии, если инфляция и сокращение доходов ускорятся и ударят по спросу, рынок подержанных автомобилей способен просесть до 4,76 миллиона единиц. Это на 20% меньше, чем в 2021 году.

Если экономические последствия останутся в рамках текущих прогнозов и если у продавцов получится наладить поставки подержанных автомобилей из-за рубежа (например, из ОАЭ или стран СНГ), то можно предположить, что продажи сократятся незначительно — до 5,65 миллиона единиц (минус 5% относительно 2021 года).