Новое исследование показывает, что чума, известная как Чёрная смерть, унесшая жизни миллионов европейцев с 1346 по 1353 годы, возникла примерно десятью годами ранее на территории современной Киргизии.
Штамм бактерии Yersinia pestis, которая убивала людей на территории нынешнего Кыргызстана в 1338 и 1339 годах, был общим предком четырёх штаммов Y. pestis, связанных со смертельной вспышкой в Европе. Об этом говорит археогенетик Мария Спироу из Университета Эберхарда и Карла в Тюбингене (Германия) и её коллеги.
Группа Спироу идентифицировала ДНК Y. pestis в зубах трёх человек с древнего среднеазиатского кладбища, где надписи на надгробиях говорят, что они, как и многие другие похороненные там, умерли в 1338 и 1339 годах от неустановленной болезни.
Сравнение этого генетического материала с современными и историческими образцами ДНК Y. pestis показывает, что жители Центральной Азии погибли от ранней версии бактерии чумы, которая до начала 1800-х годов наносила огромный ущерб Европе, Ближнему Востоку и Северной Африке. Об этом специалисты сообщили в журнале Nature.
«Местом и временем возникновения этой чумы, скорее всего, были Центральная Азия (территория современной Киргизии и соседние с ней районы) в первой половине 14 века», — говорит Спироу.
Происхождение Чёрной смерти, или бубонной чумы, давно обсуждается в научных кругах. Не вызывает сомнений то, что Y. pestis передаётся человеку от блох, которые живут на грызунах. Одна из текущих версий гласит, что бактерия чумы возникла в Восточной Азии и распространилась по континенту, начиная с 1200-х годов по мере расширения Монгольской империи. Эта версия опиралась на генетические свидетельства европейских жертв Чёрной смерти и письменные отчёты о вспышке неопознанной болезни, с которой столкнулись монгольские захватчики Багдада в середине 1200-х годов.
Однако первые археологические и генетические подсказки о месте и времени зарождения Чёрной смерти пришли из Центральной Азии. Раскопки на двух кладбищах на севере Кыргызстана, проведённые почти 140 лет назад, обнаружили надгробия, свидетельствующие о том, что многие люди, похороненные там в 1338 и 1339 годах, умерли от неизвестной эпидемии. Кладбища использовались с середины 1200-х до середины 1300-х годов, но надписи на надгробиях указывали на то, что число смертей резко возросло в 1338 и 1339 годах. Из 467 датированных надгробий 118 отмечены болезнью за эти два года.
Группа Спироу смогла реконструировать полный геном Y. pestis двух из трёх человек, умерших в 1338 или 1339 году и чьи зубы содержали остатки бактериальной ДНК. Сравнение полученных образцов с генетическими образцами 203 современных образцов Y. pestis и 47 образцов Y. pestis, датируемых 14-19 веками, определило геномы центральноазиатских геномов как единый штамм, который был прямым предком штаммов Чёрной смерти.
Исследователи также обнаружили, что сурки и другие грызуны, живущие в настоящее время в том же регионе Центральной Азии, являются переносчиками форм Y. pestis, тесно связанных с древним вариантом. Исследователи предполагают, что вариант Y. pestis, убивший жителей Средней Азии в 1338 и 1339 годах, мог появиться локально.
Несмотря на то, что идентифицированный штамм древней Y. pestis является предком более поздних европейских штаммов, однозначное происхождение Чёрной смерти всё ещё трудно определить. На данный момент сложно установить, существовал ли на обширной территории Азии более древний штамм Y. pestis, чем тот, что был обнаружен в Киргизии. Если это так, то штамм-предшественник Чёрной смерти мог возникнуть до 1338 года в пока ещё не установленной части Азии.
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДПИШИСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ БОЛЬШЕ!
Больше о болезнях и средневековье: