Найти в Дзене
Слово Истины

Воспитание детей. Что говорит Библия об отношении родителей к детям?

В языческом мире времен апостола Павла царило жестокое обращение с детьми. Отец имел право признать ребенка или отказаться от него. Когда новорожденного младенца клали к ногам отца, он мог взять ребенка на руки, а мог отвернуться и уйти. Первое означало признание ребенка, принятие его в семью. Второе означало отказ от него.

Христианство принесло в языческий мир новое милосердное, любящее, сострадательное отношение к детям.

Если жестокость язычников – одна крайность, то поклонение детям – другая. Сегодня в нашем обществе сформировался самый настоящий культ ребенка. Родители, бабушки, дедушки делают детей и внуков наивысшим смыслом своего существования и наивысшей радостью. Как охарактеризовать подобное явление? Еще тридцать - сорок лет назад данная проблема не имела таких масштабов. Это и есть идолопоклонство. Объект поклонения объявляется безгрешным. А злые слова и дела ребенка чаще всего объясняются отрицательным внешним влиянием либо плохим самочувствием: «Он не слушается, потому что не выспался, устал, мало поел». Его развлечениям придают огромное значение, «божество» не должно скучать, тем более трудиться: помогать родителям, наводить порядок в доме или во дворе. Его желания – закон для взрослых. Конечно, о том, чтобы «божество» было наказано, не может быть и речи.

Христианская ответственность родителей состоит в исполнении двух следующих обязанностей.

Во-первых, родители обязаны своих детей…

Не раздражать

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших… (Еф. 6:4а).

Греческое слово, переведенное как «раздражать», буквально означает «злить, раздражать». Речь идет о действиях и словах, которые доводят ребенка до состояния горечи, злого отчаяния. Рассмотрим восемь причин, вызывающих в детях раздражение.

Первая причина –чрезмерная опека ребенка. Она проявляется, когда родители пытаются контролировать каждый шаг своего чада, а не направлять через мудрое руководство. Чрезмерный контроль может быть слащавым, сверх меры ласковым и любезным или же, наоборот, неразумно строгим, законническим, суровым, жестким и грубым. Но любая его форма злит ребенка и приводит его к отчаянию.

Вторая причина – фаворитизм. Не сравнивайте своих детей друг с другом. Если вы являете особую любовь и заботу лишь некоторым из них, остальные будут становиться угрюмыми, обидчивыми, замкнутыми и ожесточенными. Так, Иаков выделял Иосифа и любил больше остальных сыновей. Братья Иосифа раздражались и продали его в рабство. Исчезновение любимого сына доставило много горя отцу, который посчитал, будто тот погиб в схватке с хищным зверем.

Третья причина – завышенные требования. Родители ожидают от ребенка лучших оценок в школе, самых высоких результатов в музыкальных или спортивных занятиях, либо в чем-то еще. И если ребенок не заканчивает школу с золотой медалью и не побеждает на чемпионате России, они недовольны. Нет похвалы, нет ободрения, лишь нескончаемое недовольство со стороны родителей. Тогда горечь в сердце ребенка накапливается, досада растет и однажды может очень открыто проявиться, возможно, в нервном срыве, связанном с депрессией, а возможно, в дерзком восстании против власти родителей.

Четвертая причина – зацикленность на отрицательных сторонах. Если открывать уста в общении с ребенком только для того, чтобы ругать, обличать, делать замечания, он начнет жить в злобном отчаянии.

Пятая причина – игнорирование. Родители поглощены своей жизнью. У них дела, хобби, друзья, коллеги, а детей они воспринимают как препятствие, мешающее полноценной и счастливой жизни. Возможно, даже говорят ребенку: «Не мешай мне нормально жить». Давид не воспитывал Авессалома, грешил, показывал ему плохой пример. В результате Авессалом возненавидел отца и поднял бунт против него.

Шестая причина – запрет на ребячество. Никогда нельзя бегать, шутить, резвиться, делать что-либо в свое удовольствие. Да, детей нужно учить трудолюбию, дисциплине, послушанию, но детство есть детство. Безобидное ребячество исключать полностью нельзя.

Седьмая причина – манипуляция любовью. Если ребенок послушен, к нему относятся с любовью. Если он непослушен – со злобой, агрессией или даже ненавистью. Важно любить ребенка постоянно и при обличении демонстрировать, что это проявление любви к нему и заботы о его будущем.

Восьмая причина – унижение. Словесные оскорбления, нанесение побоев – подобные действия вызывают раздражение.

Во-первых, обязанность родителей состоит в том, чтобы исключить все причины, раздражающие детей.

Во-вторых, родители обязаны своих детей…

Воспитывать

Но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4б).

Воспитание, взращивание ребенка апостол Павел описывает тремя словами. Первое слово происходит от греческого ектрепо («воспитывать»), буквально означающего «питать, нежно заботиться, вскармливать, выращивать». Данное слово передает идею любящего попечения о духовных и физических нуждах детей. Родители - христиане должны заботиться о своих детях с любовью.

Второе слово происходит от греческого пайдэйа («учение»), буквально означает «образование, воспитание детей, включающее в себя дисциплинирующее наказание». Писание очень много говорит о необходимости физического наказания для детей.

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Пр. 13:25).

Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Пр. 19:18).

Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней (Пр. 23:13–14).

Родители - христиане непременно должны наказывать своих детей в воспитательных целях. Каковы условия эффективного наказания? Прежде всего, для правильного применения наказания нужно не оставлять без внимания любое непослушание. Если мама или папа повелели что-либо ребенку, а он не выполняет, он должен быть наказан. Вы поручили ребенку помыть полы в комнате. Он знает об этом, но не делает. Вы учили ребенка не дерзить в разговоре с бабушкой, а он вновь обращается к ней: «Эй, ты, быстро принести мне чай и конфеты». Подобные проявления нельзя не замечать и оставлять без наказания. Наказание следует за сам факт непослушания, а вот в чем конкретно это проявляется, это не имеет ключевого значения. Применяя наказание, важно проявлять настойчивость.

Как только ребенок стал понимать слова «можно» и «нельзя», от него уже следует требовать послушания. Например: «Нельзя брать пульт от телевизора или телефон». Добиваться этого непросто. Родителям необходимо убедить ребенка в том, что они никогда не отступят от своих требований и всегда будут добиваться их выполнения. Причем, чем раньше ребенок это усвоит, тем лучше.

Наказание должно быть неотвратимым. Если родители объявили о наказании, его обязательно нужно исполнить. Неправильно – обещать, а спустя время забывать, не выполнять сказанного.

Наказание должно быть своевременным. Старайтесь решить этот вопрос сразу после проявленного непослушания.

Наказание должно быть сдержанным. Будьте спокойны. Не гневайтесь, не злитесь, не кричите.

Наказание должно быть понятным. Ребенка попросили не брать пищу со стола, пока не наступит время совместного обеда. Ребенок схватил бутерброд и съел. Родители отводят его в спальню и спрашивают: «Ты понимаешь, за что тебя наказывают?» Он отвечает: «Да, за то, что я съел бутерброд». Что это означает? Это означает, что ребенок ничего не понимает. Ему следует объяснить: «Тебя наказывают за непослушание». В противном случае ребенок может подумать, будто родителям просто жаль хлеба и колбасы. Чтобы ребенок правильно понимал причину наказания, ему необходимо постоянно разъяснять его вину в глобальном смысле: «Ты непослушен, это грех перед Богом», и не позволять зацикливаться на локальном: «Ну, что я такого сделал? Просто съел бутерброд».

Наказывать ребенка следует лишь убедившись, что он был обучен правилам, за нарушение которых его наказывают. Если ребенок не знал, что перед выходом на прогулку необходимо спросить разрешения у родителей, и ушел без спроса, в таком случае взыскание неуместно.

Наказание должно быть любящим. После него обнимите ребенка. Помолитесь с ним, поясните, что библейское наказание – это проявление любви.

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6).

Наказание должно быть запоминающимся. Дети часто имитируют, притворяются, будто им очень больно, они громко плачут, кричат. Однако, если ребенок быстро забывает о недавнем наказании, значит силу шлепков и их количество необходимо увеличивать до тех пор, пока это не станет для ребенка запоминающимся событием. Слабое, незначительное физическое наказание подталкивает ребенка вновь и вновь с легкостью преступать повеления родителей.

Наказание должно быть краткосрочным. Если, например, родители запретят ребенку кататься на новом велосипеде в течение месяца, это приведет к долгосрочному злобному негодованию с его стороны. Но, если отшлепаете за двадцать-тридцать секунд, у вас будет возможность сразу же строить дружеские отношения.

Третье слово, с помощью которого Павел описывает воспитание, взращивание ребенка, – нутесиа («наставление»). Павел говорит о наставлении Господнем. Оно указывает на словесное наставление, которое включает в себя ободрение, обличение, упрек и обвинение, если это необходимо. Постоянно наставляйте своих детей: «…сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая…» (Втор. 6:7). Они впервые увидели похоронную процессию, расскажите им о причинах появления смерти в мире и о победе Христа над нею. Они поссорились с кем-либо в школе, солгали, украли, отчаялись или нашли что-либо – всему давайте библейскую оценку. Помимо регулярного незапланированного общения, хорошо не реже раза в неделю проводить запланированный библейский урок.

Сколько бы вы ни развлекали своих детей, как бы ни старались купить лучшую одежду, телефоны и что-то еще, если вы не наставляете их в истинах библейского учения, вы делаете грех, упускаете уникальную, данную Богом, возможность. Павел говорит о наставлении Господнем. Все воспитание детей следует осуществлять перед Богом, для Его славы и в согласии с Его волей.

Полный текст статьи можно прочитать на нашем сайте https://slovo-istini.com/aktualnye-propovedi/vzaimootnosheniya_detey_i_roditeley_efesyanam_614