7,5% в зоне евро — уровень инфляции растет, и все больше людей задаются вопросом: когда, наконец, власти начнут принимать меры? Эксперты обвиняют Европейский центральный банк (ЕЦБ) в слишком медлительных действиях. На самом деле перед ним стоит задача удержать инфляцию на уровне около 2%.
Вместо повышения процентных ставок, как это сделала Федеральная резервная система США, они продолжают ждать. Глава ЕЦБ Кристин Лагард недавно намекнула, что повышение процентной ставки в зоне евро должно произойти к концу сентября. Некоторые экономисты считают, что это невозможно.
Программы покупки облигаций (APP), которые вливают большие деньги в экономику, должны быть свернуты. Повышение процентных ставок в то время, когда APP все еще работает, может привести к инвертированию кривой доходности. Это считается очень плохим для банков. Если бы им пришлось платить высокие процентные ставки в краткосрочной перспективе и получать низкие процентные ставки в долгосрочной перспективе, это поставило бы под угрозу их бизнес-модель.
Меры вступят в силу в течение 2 лет
Но не все придерживаются мнения, что сначала нужно дождаться окончания АРР. ЕЦБ уже приступил к нормализации денежно-кредитной политики: программа покупки облигаций уже завершилась, вторая программа (APP) заканчивается в июле.
Если ключевые процентные ставки в еврозоне поднимут в конце сентября, эффект будет заметен не сразу, а только через много месяцев или лет. Меры денежно-кредитной политики, такие как повышение процентных ставок, естественно, имеют временной лаг. Большую часть времени им требуется от полугода до двух лет, чтобы иметь какой-либо эффект. В конечном счете, повышение ставок ЕЦБ — лучший способ взять под контроль инфляцию по всем направлениям. Вот почему ЕЦБ должен, наконец, поднять процентные ставки.
Проблемы с финансированием для компаний
Сама по себе инфляция в еврозоне преимущественно связана с предложением: то есть она в первую очередь обусловлена более высокими издержками производства, более высокими ценами на энергоносители и сбоями в цепочке поставок. Однако это не означает, что нельзя регулировать спрос.
Во время коронакризиса доход в значительной степени был обеспечен щедрой помощью, а в некоторых случаях экономика даже получила поддержку за счет инвестиционных премий. В таких условиях, когда стабильный спрос встречается с ограниченным предложением, цены естественным образом растут.
Повышение процентных ставок снизит спрос, поскольку более высокие затраты на финансирование приводят к уменьшению инвестиций. Таким образом, спрос и предложение могут быть сведены воедино, а динамика цен может быть стабилизирована. Однако это не обходится без затрат: у компаний, которые и без того подвержены более высоким затратам, могут возникнуть проблемы с финансированием. Это ослабляет экономику.
Такие проблемы с финансированием уже можно наблюдать в начинающей и расширяющейся индустрии. Инвесторы сейчас очень нерешительны.
В то время как те, у кого есть деньги на сберегательных счетах, задаются вопросом, что с ними делать, пока они не обесценились, высокая инфляция сильнее всего бьет по семьям с низкими доходами. Жилье, продукты, электричество, газ и топливо стали особенно дорогими.
#деньги #финансы #деньги и финансы #европейский союз #инфляция