Найти в Дзене

Когнитивные искажения нашей жизни: что мы видим, но не замечаем

Из-за особенностей мышления мы не всегда можем объективно оценить реальную картину происходящего. В силу собственных предрассудков или стереотипов даже не замечаем, как позволяем собой манипулировать. Всему виной когнитивные искажения. Какой эффект от них бывает, расскажем в этой статье. Как вы любите — без заумной теории и на примерах, чтобы было проще понять и легче запомнить.

Когнитивных искажений (иначе их называют ошибками мозга) существует довольно много. Разберем несколько самых популярных. Наверняка вы с ними сталкивались.

Принцип контраста

Особенности мышления таковы, что нас привлекает что-то необычное: от яркого дизайна оберток продуктов, до иконок приложений.

Например, мы привыкли, что молочка чаще всего продается в бело-синих упаковках. А что вы подумаете при виде молока в черной или розовой бутылке? Оттолкнет вас такой дизайн или наоборот? В любом случае, обратите на него внимание.

Так маркетологи легко манипулируют потребителями.

Оправдание усилий

Это когнитивное искажение основано на том, что люди склонны выше оценивать то, к чему приложили усилия.

Был проведен эксперимент на двух группах людей.

Одним дали готовые столы, а другим – разобранную мебель.

Первая группа не знала о том, что вторая собирает, а вторая, что первая не участвует в процессе сборки.

Затем людей попросили оценить стоимость собственного стола.

Как думаете, какой эффект получили?

Участники, собиравшие столы сами, оценили их гораздо выше, чем те, кто получил готовые.

Так проявляются особенности мышления. Кстати, именно поэтому шведская фирма с желто-синим логотипом по производству и продаже мебели и прочих вещей для дома стала популярной и успешной.

Разберитесь, как эмоции влияют на принятие решений на курсе «Иллюзии мозга: виды когнитивных искажений» 

Стереотипизация, или искажения в пользу своей группы

Именно поэтому женщины более склонны доверять женщинам, мужчины — мужчинам или врач — врачу, а студент — студенту.

Нам всегда легче обратиться за помощью к «себе подобному».

С помощью этого когнитивного искажения манипулируют мошенники, когда, например, сотруднику одного филиала фирмы представляются работником из другого офиса с целью завладеть какой-то корпоративной информацией.

Эффект Делмора

Делмор Шварц — американский поэт и писатель. Прославившись одним своим произведением, решил, что звездный час будет длиться вечно, и не заметил, как слава быстро закончилась. Вместо того, чтобы заниматься развитием профессиональной деятельности, он предпочел веселиться и отдыхать, получая удовольствие от алкоголя.

Какой эффект этого когнитивного искажения?

Мы склонны думать о менее значимых вещах, которые отнимают нашу энергию и отвлекают от того, что действительно важно.

Так, зайдя в любимую социальную сеть, мы не замечаем, как провели там несколько часов, вместо того чтобы сделать что-то для достижения целей в реальной жизни.

Иллюзия справедливости

Распространено такое убеждение: «Если сейчас много смеюсь, значит, потом обязательно буду много плакать».

Но ведь количество смеха никак не связано с количеством будущих слез!

Или «Чем больше я буду работать, тем быстрее продвинусь вверх по карьерной лестнице». И это тоже не факт. Можно всю жизнь проработать на одной должности или трудиться без выходных в надежде, что денег в кармане станет больше.

Эти суждения не что иное, как когнитивные искажения, вызванные особенностями мышления.

Боль расставания с деньгами

Особенно сильно это проявляется при оплате наличными, то есть физически, когда мы видим, что наши деньги переходят во владение другого человека.

А какой эффект нам дают онлайн-покупки? Оплачивать покупки картой нам психологически гораздо легче.

Еще «рубец» на сердце оставляет оплата такси после поездки или оплата еды в ресторане, когда нам сначала было хорошо, а потом приходится за это платить.

Ошибки корреляции

Это поиск закономерностей среди совпадений, в которые мы не верим, поэтому пытаемся найти какую-то корреляцию.

Азартные игроки в казино подвержены этому когнитивному искажению больше всего.

Например, они рассуждают так, если 9 раз выпало на красное, то в десятый раз обязательно будет черное.

На самом деле выпасть может и то, и другое с вероятностью 50 на 50.

Поэтому если вам в чем-то повезло несколько раз, оценивайте трезво ситуацию с точки зрения логики и здравого смысла и не ищите никаких закономерностей там, где их нет. Чем точнее вы видите реальность, тем больше у вас шансов не попасть впросак.

Если хотите больше погрузиться в тему когнитивных искажений и понять, как нами манипулируют мошенники, тогда смотрите мой курс «Иллюзии мозга: виды когнитивных искажений»