Среди наших самых популярных публикаций - подборка репродукций картин, сюжет которых, на первый взгляд, отлично подходит для бесед с детьми. Это женский портрет, красивый пейзаж и изображение семьи. Если по поводу первых двух существенных вопросов не возникало, то "а что не так?" относительно третьей был вполне обоснованным.
Поэтому сегодня отдельная публикация посвящена картине "Семья", совершенно невинной на первый (и даже на второй, третий) взгляд. Но, возможно, после более внимательного "чтения" репродукции вы придете к выводу, что для использования в беседах с детьми она не годится. Или годится, но по особой тематике.
Итак, "Семья" кисти Вольфганга Вилльриха (1939 г.)
Первое прочтение
Давайте для начала применим традиционную методику беседы по картине с детьми 7-10 лет. С ребятами постарше техника работы примерно та же, только вопросы усложняются. Логика такой беседы очень простая:
- Кто и что здесь изображено?
- Где и когда, по твоему мнению, происходят события?
- Что или кто, по твоему мнению, здесь главное? Как ты это определил(а)?
- Рассмотри детали картины. Какие из них ты считаешь наиболее интересными? Почему?
- Какую палитру (краски, цвета) выбрал художник? Какое настроение он создает с их помощью?
- Какое настроение создаёт картина? На месте кого из героев ты хотел бы/не хотел бы оказаться? Почему?
Попробуйте сами ответить на эти вопросы. Вероятнее всего, у вас получится вполне позитивный рассказ об идеальной семье, которая сидит у домика в саду. Идиллическая сценка: мать кормит младшего ребенка, отец трепетно смотрит на жену и малыша, при этом поддерживая старшую дочь. Старший сын и еще одна дочь совместными усилиями что-то сеют. Многие отмечают некоторую сказочность сюжета (костюмы героев и традиционный декор дома отсылают наше воображение к сказкам), обилие цветов, плодов усиливают это ощущение. Некоторые замечают и милую деталь - котенка, притаившегося за спиной матери семейства. Самые внимательные разглядят и гнездо - оно спряталось в ветвях дерева в правом верхнем углу. Позитивное настроение, яркие краски. Люди хоть и не выражают бурных эмоций, но вполне себе здоровы и счастливы.
Собственно, действительно - что не так?
В результате беседы мы получаем 2 из 3 частей устного сочинения по картине: часть 2 - описание композиции, персонажей и колорита, часть 3 - вывод о впечатлении, настроении, смысле картины.
В части 1 - введении - обычно коротко рассказывают об авторе. Собственно, с этого этапа и начнем задумываться, а годится ли такая картина в качестве иллюстрации по теме "Семья", например. И как материал для сочинения-описания.
Автор
Вольфганг Вилльрих (1897-1948) - немецкий "расовый художник", портретист времен Третьего Рейха. В историю живописи он вошёл как самый яростный сторонник нацистской художественной политики, фанатично относящийся к идеям нацизма.
Правда, он отказался от личного предложения Гиммлера вступить в СС на правах почетного члена. Такое лестное предложение поступило в благодарность за работу над серией пропагандистских плакатов. Причина отказа, правда, несколько своеобразная. Вилльрих считал, что СС слишком мягко обращается с представителями неарийского искусства и меры борьбы с "дегенеративным искусством слишком пассивные".
Кроме живописных работ, Вилльрих был еще и теоретиком искусства, искусствоведом, ученым. В 1937 году было опубликовано его исследование «Очистка храма немецкого искусства. Искусство политической полемики для восстановления немецкого искусства в духе скандинавской природы». Названия достаточно, чтобы понять, о чем оно.
Так что если в первой части сочинения мы расскажем немного об этом авторе, то весь наш рассказ о чудесном сказочном домике и идиллической семье уже как-то не вписывается в контекст. Что, в общем-то, вполне объяснимо. Сейчас выясним, почему.
Одежда мальчика
Наш читатель Оксана Разумовская в своем комментарии совершенно справедливо заметила, что на мальчике не просто шортики и рубашка характерного цвета, а форма гитлерюгенда.
Гитлерюгенд - это молодежная военизированная нацистская организация (для юношей). Все её члены носили форму. Вот на фото мальчики из гилерюгенд одеты так же, как герой картины на переднем плане, сравните:
Руны как нацистская символика
Нацисты активно использовали систему графических символов, самым узнаваемым из которых стала свастика. Кроме этого активно применялся рунический алфавит. Особенно часто использовались эти 4 руны:
Две руны зиг, похожие на молнию, образовывали символ СС. А вот под ней - руна Лебенсборн (руна Жизни, Альгиз). Нам она менее известна и не так очевидно соотносится с нацистами. Но такие знаки носили на мундирах участники разработанной Гиммлером программы селекционного отбора. Также в фашистской Германии существовали и особые знаки отличия для женщин-матерей:
При чём тут руны, когда мы о картине говорим? Да при том, что именно эта руна здесь является базой всей композиции на заднем плане. И наш наблюдательный читатель n.filcher верно указывает на эту деталь:
Кроме всего прочего, в рамках программы селекционного отбора создавались детские дома, куда принимали детей, вывезенных из оккупированных стран, если они подходили под программу по критериям отбора. На это намекает тот самый милый котёнок - он забран из семьи, нигде рядом не видно кошки. При этом он увлеченно наблюдает за детьми на переднем плане. Что же там такое сеют мальчик из гитлерюгенд и девочка, которая в будущем обязательно станет участницей Союза немецких девушек.
Растения
Пестрые цветы, окружающие истинно арийскую семью, тоже несут в себе послание зрителю:
- настурция - символ патриотизма, а в европейской традиции языка цветов читалась как "победа в борьбе",
- мальва - символ крепкой любви и женского начала,
- дельфиниум - символ праздника жизни, безопасности, открывающихся возможностей,
- золотарник - символ финансового благополучия,
- подсолнух - символ солнца, одновременно ещё одна возможная отсылка к руническому языку и отсылка непосредственно к свастике. В пользу этой версии говорит и расположение подсолнуха над героями картины.
В общем, с помощью нарядного садика автор символически демонстрирует зрителю полное благополучие семьи. Это ощущение усиливается плодами (корзина с фруктами и тыква) на переднем плане картины.
Вот такая вот семья изображена на картине немецкого художника середины ХХ в. Она является прекрасной иллюстрацией, но не для беседы по теме "семья", а для разговора о пропаганде и символах в искусстве. Зрительные образы оказывают очень сильное влияние на психику человека, особенно на восприятие ребенка. Пример - то, как картина, вошедшая позже в советские школьные хрестоматии, повлияла на ход Второй мировой войны.
На примере этой работы Вилльриха несложно убедиться, как важно видеть и понимать детали даже на таких, невинных на первых взгляд, сюжетах.
Спасибо нашим читателям, которые своими комментариями помогли развить тему и дали необходимые пояснения.
#антифашизм #пропаганда и реальность #тайные знаки #обучение детей #культура #семья #культура #изобразительное искусство #символы в живописи
Поддержать автора можно подпиской, лайком или символическим подарком: