Царская семья провела в последнем своём доме 78 дней. В 1 час 30 минут ночи с 16 на 17 июля к дому Ипатьева прибыл грузовик для перевозки трупов.
Царское село
2 марта 1917 года (по старому стилю) российский император Николай II отрекся от престола. 8 марта исполком Петросовета, когда стало известно о планах Николая уехать в Англию, постановил арестовать царя и его семью, конфисковать имущество и лишить гражданских прав. В тот же день в Могилёве царь попрощался с армией. Перед отъездом Николая из Могилёва представитель Думы в Ставке заявил ему, что он «должен считать себя как бы арестованным».
К августу 1917 года у Временного правительства возникли значительные сложности в содержании царской семьи под боком у неспокойного Петрограда. Тобольск был тихим, спокойным местом, и глава временного правительства А. Ф. Керенский, отправляя туда царя, в сущности хотел его там укрыть.
Тобольск
Место ссылки царской семьи тщательно скрывалось до последнего момента. Семья Николая ничего не подозревала о поездке в Тобольск и была уверена, что их всех отвезут в Крым.
1 августа в 6 часов 10 минут утра из Царского Села на восток вышел поезд. Вся семья и часть свиты расположились в одном вагоне, в остальных восьми — прислуга и охрана из гвардейских стрелков 1-го полка. Вскоре по этому маршруту ушел состав сопровождения, в котором находилась остальная часть свиты и прислуги, охрана из солдат 2-го и 4-го полков. В общей сложности в обоих поездах, кроме Романовых, расположились 45 человек приближенных царской семьи, 330 солдат и 6 офицеров караула. С собой Романовы везли 2 800 пудов груза (почти 40 тонн вещей).
Поздно вечером 4 августа оба поезда с интервалом 30 минут подошли к станции «Тура» на берегу реки. В Тюмени офицеры местного гарнизона устроили для прибывших целый парад. Выстроившись у входа на пристань, они при выходе из вагона бывшего царя и его семьи приветствовали их отданием чести. У причала пристани «Тура» стояли три судна: «Русь», «Кормилец» и буксир «Тюмень». Романовых разместили на «Руси». В сопровождении пошли остальные суда.
6 августа Романовы прибыли в Тобольск. Местные жители ожидали прибытия бывшего царя и его семьи, но оттого, что дом еще не был подготовлен к приему ссыльных, они еще целую неделю жили на корабле.
13 августа началось проживание Романовых в губернаторском доме. Кроме многочисленной охраны в Тобольск прибыли люди, не пожелавшие отставить царскую семью в трудную минуту. Среди них были генерал-адъютант Татищев, гофмаршал князь Долгоруков, лейб-медик Боткин, воспитатель цесаревича Алексея — Пьер Жильяр. Всего 45 человек приближенных и прислуги. Романовы занимали восемь комнат из восемнадцати. На первом этаже проживали слуги, находилась столовая. Охрана царской семьи проживала в доме Корниловых.
Время проживания в Тобольске для Романовых было относительно спокойным: дети занимались уроками, читали, бывший император работал в своем кабинете. Во дворе был устроен турник, качели, выкопан прудик для уток. Вечером царская семья собиралась в гостиной: беседовали, играли в карты, пили чай. В доме часто устраивались семейные любительские спектакли. В теплые дни Романовы любили принимать солнечные ванны на крыше оранжереи. Николай охотно занимался физическим трудом — пилил и колол дрова.
О приходе к власти большевиков Романовы узнали с опозданием в две недели. «17 ноября. Такая же неприятная погода с пронизывающим ветром. Тошно читать описания в газетах того, что произошло две недели тому назад в Петрограде и в Москве! Гораздо хуже и позорнее событий Смутного времени» (из дневника Николая II).
В Тобольске был образован Солдатский комитет, избранный охраной царя. Отношение комитета к бывшему императору было враждебным. В конце декабря 1917 года комитет постановил снять у свергнутого царя погоны. Николай воспринял это как унижение, заявил, что «этого свинства» он им не забудет, и снимать погоны отказался. В феврале 1918 года солдаты, раздраженные обильным питанием царя, потребовали перевести его на солдатский паек.
26 марта 1918 года в Тобольске установилась советская власть. Из Тюмени прибыл отряд комиссара Демьянова и его помощника Нагибина с 80 красноармейцами. Следом за ними из Омска прибыли два роты латышей во главе с революционным матросом Павлом Хохряковым. Последним прибыл отряд Поплавского из Екатеринбурга. Таким образом, Тобольск стал ареной столкновения враждебных друг для друга отрядов Красной армии, каждый из которых претендовал на право охраны губернаторского дома.
6 апреля в Тобольск прибыл комиссар Яковлев, который имел мандат, подписанный Лениным и Свердловым, чтобы вывести царскую семью из Тобольска. Однако прибыв в Тобольск, Яковлев узнал, что цесаревич Алексей тяжело болен. Отправлять нужно было в распутицу на подводах, и дороги до Тюмени мальчик мог просто не перенести. Поэтому Яковлев принял решение вывезти из Тобольска сначала только часть семьи. 13 апреля 1918 года в 4 утра Николай и Александра выехали из Тобольска в Екатеринбург, взяв с собой из своих детей только великую княжну Марию. Остальные дети отбыли в Екатеринбург позднее.
Екатеринбург
17 апреля 1918 года в 8 часов 40 минут поезд с Николаем прибыл в Екатеринбург. По прибытии состава на железнодорожную станцию Екатеринбурга его встречала большая и агрессивно настроенная толпа, во главе которой находился комиссар вокзала. Люди требовали предъявить им Романовых. В течение трех часов, что стоял состав на пятой ветке от края перрона, настроение толпы все более и более возбуждалось, и она постепенно приближалась к поезду все ближе и ближе. Яковлеву пришлось окружить поезд цепью своих охранников и дать команду выкатить пулеметы и приготовить их к бою, что подействовало успокаивающе на толпу. Но вокзальный комиссар кричал, показывая в сторону вокзала, что даст команду открыть по поезду огонь из пушек, которые действительно были там выставлены.
С железнодорожной станции арестованные в открытом автомобиле под конвоем «грузовика с вооруженными до зубов солдатами», как записала в своем дневнике Александра Федоровна, были доставлены в «дом особого назначения» — реквизированный особняк военного инженера в отставке Н. Н. Ипатьева.
Царская семья провела в последнем своём доме 78 дней.