Найти в Дзене
Такое поведение

Аутизм. Ребёнок убегает на улице. Шаг-1. Найти причину

Продолжение болезненной темы с убеганием аутичных детей на улице или в общественных местах.

В этой статье расскажу о том, как я пришла к пониманию того, что же подкрепляет поведение моего сына убегать.

Постер создан автором
Постер создан автором

Напомню, что в любом поведенческом вмешательстве, направленном на коррекцию нежелательного поведения, этот вопрос будет самым основным. С поиска ответа на него всё и начинается.

Если человек демонстрирует нежелательное поведение, значит оно необходимо ему, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.

Значит что-то это поведение поддерживает. Как говорят поведенщики, у него есть своя функция, иначе человек бы его не демонстрировал.

Для этого потребуется, как минимум, провести прямой и непрямой описательный анализ, а в каких-то случаях ещё и функциональный анализ.

Непрямой описательный анализ включает в себя заполнение различных анкет и опросников.

Данная процедура подразумевает лишь собеседование с родными ребёнка и получение данных на основании их рассказов, суждений и оценок относительно проблемного поведения.

Потому и непрямой ))

Я использовала опросники FAST и MAS. Ссылки на них размещу в конце статьи.

Прямой описательный анализ подразумевает фиксацию данных о поведении при его непосредственном наблюдении.

Есть различные формы и методы записи. Я использовала запись АВС.

Пример ведения записи АВС
Пример ведения записи АВС

Здесь я привела лишь кусочек этой таблицы. В действительности же данные собирались на протяжении двадцати двух прогулок, за время которых было зафиксировано и описано девять эпизодов убегания.

Все значения по количеству эпизодов убегания зафиксированы на графике. Это будет график фоновых данных, от которого мы будем отталкиваться и с которым в дальнейшем будем сравнивать эффективность проводимого вмешательства.

График фоновых данных
График фоновых данных

Линия вариабельности показывает разброс в количестве эпизодов поведения за пробу. У меня он не превышал единицы просто потому, что второго шанса убежать ребёнку уже не давали.

Линия уровня показывает среднее значение данных. У меня он составил 0,4 эпизода убегания за период наблюдения. Как я и писала в предыдущей статье - это почти каждая вторая прогулка.

Линия тренда показывает тенденцию изменения поведения. У меня она получилась восходящей. То есть рассчитывать на то, что само как-нибудь рассосётся или перерастёт, к сожалению, не приходится.

Вывод о функции поведения

Как и во многих случаях, да практически во всех, когда речь заходит о поведении, которое демонстрируется уже много лет, функция у данного поведения оказалась синтезированной.

Это когда одна и та же форма поведения позволяет человеку достигать сразу множество целей.

В нашем случае основными функциями оказались:

  • привлечение внимания
  • автоматическое подкрепление

На самом деле там была ещё одна функция, но её я смогла разглядеть только лишь после того как потихоньку разобрались с этими двумя. Поэтому о ней напишу позже.

Ведущей функцией я определила "Привлечение внимания", под которую и составляла дальнейший план коррекции поведения.

Об этом в следующей статье.

Правда, прежде считаю полезным немного ознакомить читателей с теоретической основой используемых методов. Эти статьи мне ещё предстоит написать, поэтому не взыщите за скорость выдаваемых мной публикаций.

Надеюсь, было полезно.

Полезные ссылки:

Опросник «Скрининговый инструмент для проведения функциональной оценки» (FAST): https://drive.google.com/file/d/13d0RDSxsDCWCWMB1dCEYc_ulovR6ZKqC/view?usp=sharing

Опросник для определения функции поведения «Шкала оценки мотивации» (MAS): https://drive.google.com/file/d/1EBqedCF_6fDXm-7QDpnAuBmbj3Aaj4G_/view?usp=sharing

Статьи по теме:

Продолжение истории:

Автор старался для вас 👍

#ава-терапия #аутизм #убегание ребёнка