Если вы планируете открыть свое дело — внимательно прочитайте эту статью.
В ней я подробно разбираю три совета, которые я хотел бы услышать задолго до того, как начал свой бизнес.
Но, увы, я услышал их много позже, что стоило мне седых волос, бессонных ночей и безвозвратной потери множества нервных клеток.
1) Кассовый разрыв «убьёт» ваш бизнес, если вы не подстрахуетесь
Ваши клиенты не будут отличаться платежной дисциплиной.
Также следует учитывать, что в любом бизнесе есть «сезонность», т.е. явные всплески и сокрушительные провалы в продажах. Оказывается, что на это влияют праздники, зимние каникулы, летние каникулы, плохая погода, хорошая погода и т.п. факторы, не поддающиеся прогнозированию.
А раз так — то заблаговременно создайте внушительный денежный резерв, чтобы ваш бизнес смог «пережить» сезонное отсутствие прибыли. Ведь зарплату своим сотрудникам придется платить всегда (даже при полном отсутствии продаж), а также за офис, интернет и прочие постоянные расходы.
2) Держите операционные расходы на низком уровне
На первых порах не старайтесь найти себе самый лучший/шикарный офис и не нанимайте целую «армию» сотрудников.
Потому что высокие эксплуатационные расходы — это то, что «убивает» бизнес.
Помните про сезонность и не пытайтесь выглядеть как «успешный предприниматель» из списка Forbes. И даже тогда, когда вы им станете, — будьте скромнее в своих расходах и пантах. А полученные дивиденды/прибыль лучше реинвестировать обратно в бизнес и в создание сбалансированного инвестиционного портфеля.
3) Большая часть вновь открытых компаний не доживает до своего 5-летия
И ваш бизнес не станет исключением из этой (печальной) статистики.
Особенно, в случае нарушения первых двух пунктов.
- Специально вам об этом говорю. Во-первых, в качестве напоминания о том, что важно оставаться скромно-дальновидным в своих расходах.
- Во-вторых, не воспринимайте бизнес как своего ребенка. Это не так! И в случае наступления полосы острых проблем — не бойтесь «резать косты» и закрывать бизнес.
- С тем чтобы открыть другой — более продуманный и тщательно просчитанный.
Один из самых недооцененных навыков предпринимателя — знать, когда нужно уйти (т.е. вовремя выйти из бизнеса).
В этом и состоит искусство предпринимателя — «плыть на волне» спроса и вовремя уходить от бурь.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Автор статьи — Александр Евстегнеев, эксперт по личным финансам, автор 20 книг по финансовой грамотности, инвестор с 25-летним опытом