Найти тему
Нескучные финансы

Как не проесть всю прибыль бизнеса: система фондов и счетов

Оглавление

Есть люди, которые каждый месяц спускают всю зарплату под нуль, и есть такие же бизнесы: всю прибыль тратят на дивиденды и ничего не оставляют на развитие, налоги или черный день. А есть те, кто распоряжается деньгами по-взрослому: откладывают на будущие расходы, черный день, масштабирование бизнеса или модернизацию мощностей. У них обычно дела идут получше. И вот в статье рассказываем, как тоже стать финансово взрослым, — в этом поможет система распределения прибыли по фондам и счетам.

Фонды — это копилки, как конверты в личных финансах

Наверняка вы слышали о таком способе ведения личных финансов, как система конвертов: нужно завести несколько конвертов и в каждый откладывать часть зарплаты. В первый конверт положить на отпуск, во второй — на лечение, в третий — на обучение, в четвертый — на черный день и так далее. В бизнесе тоже есть похожая система, но только не с конвертами, а с фондами.

Фонды — это копилки компании на определенные цели или будущие расходы, например, открытие нового бизнеса, масштабирование, модернизацию, амортизацию, на случай кризиса.

-2

Один фонд — одна цель

С фондами важно действовать исходя из цели. Без нее вряд ли получится регулярно откладывать часть прибыли и не залазить в фонд. Цель определяет и сумму, и срок, на который создается фонд.

Например, если компания знает, что через полгода ей нужно полностью обновить технику в офисе, она может создать фонд для покупки техники. Определить сумму, условно 6 млн рублей, и каждый месяц перечислять в фонд по миллиону. Тогда через полгода она спокойно купит технику, не вытаскивая деньги из оборота.

Без цели вряд ли получится регулярно откладывать часть прибыли и не залазить в фонд

Цель мотивирует копить и одновременно с этим помогает ответить на три вопроса: на что копим? Сколько денег нужно? К какой дате?

При этом цель может быть любой. Одни компании копят на масштабирование, другие — на роскошный корпоратив с яхтами в Карибском море и Меладзе. Так тоже можно. Но чаще всего бизнес копит на что-то из этого списка:

  • масштабирование;
  • открытие нового бизнеса;
  • открытие новых точек;
  • замена и ремонт оборудования;
  • обучение сотрудников;
  • оплата налогов;
  • досрочное погашение кредитов;
  • накопление резервов на случай кризиса;
  • покрытие расходов будущих периодов, например, в сезонном бизнесе;
  • выплата дивидендов.

Если же копить просто на что-то, чтобы было, руки так и будут чесаться достать деньги из фонда на конкретное и более важное, чем что-нибудь.

Фонды формируются из чистой прибыли

Фонды — это всегда про распределение чистой прибыли. Есть прибыль — есть фонды. Нет прибыли, увы, распределять нечего. Понять, что к чему, помогает ОПиУ — отчет о прибылях и убытках, он и показывает, есть ли у компании прибыль и сколько.

Если прибыль есть, компания может распределять ее по фондам. Для этого она оценивает, сколько у нее прибыли и в какой пропорции в какой фонд стоит отчислять. Например, мы в «Нескучных финансах» используем такую пропорцию:

-3

Но каких-то правил тут нет. Ваша пропорция может быть любой, всё зависит от целей.

***

К примеру, если бизнес сезонный: летом, весной и осенью выручка есть, а зимой одни расходы на аренду и зарплату. И в месяц у компании есть 2 млн рублей чистой прибыли, она может поставить себе такие цели:

  • покрытие расходов будущих периодов (зимы);
  • развитие компании.

И распределить чистую прибыль в такой пропорции:

  • 30% — реинвестировать обратно в бизнес, на операционку;
  • 35% — в фонд на развитие бизнеса;
  • 35% — в фонд на расходы будущих периодов.

Тогда у нее будут деньги и на текущую работу, и на покрытие зимних расходов, и на развитие.

***

Хоть правил по пропорциям и нет, но есть совет по сумме для резервного фонда. О нем в следующем разделе.

Резервного фонда должно хватать на 3-6 месяцев без выручки

Резервный фонд — это финансовая подушка безопасности бизнеса. Она помогает переживать сложные времена: пандемии, кризисы, специальные операции. Мы советуем заводить такой фонд всем компаниям.

Если у компании есть резервный фонд, она может платить по счетам, даже если в кассе весь месяц не было денег. Например, рестораны с резервными фондами смогли выжить в пандемию: они платили арендодателям и сотрудникам, хотя выручки совсем не было из-за локдауна.

-4

И по резервному фонду у нас есть совет: его должно хватать на 3–6 месяцев жизни без выручки. Точную сумму рассчитывают так:

постоянные расходы компании * количество месяцев без выручки

Постоянные — это те расходы, что не зависят от выручки. Например, аренда, зарплата юриста, бухгалтера или коммуналка. Даже если у компании совсем не будет выручки, за всё это придется платить.

3-6 месяцев — это универсальный срок, но некоторые компании копят резервный фонд на год работы, а некоторые — только на месяц. Тут всё зависит от возможностей бизнеса.

К каждому фонду нужно завести счет

Цели поставили, пропорцию определили и фонды завели в табличке. Но пока всё это виртуальные вещи. Чтобы они стали реальными и покрывались деньгами, понадобится завести счета — под каждый фонд отдельный счет и пополнять его с поступлений.

И тут обычно возникает вопрос: а как отщипывать деньги от поступлений? Ведь нам приходит не чистая прибыль, а просто деньги. Ответ — рентабельность по чистой прибыли.

Рентабельность по чистой прибыли как раз показывает, какой процент прибыли содержится в выручке компании. Рассчитывается по формуле:

рентабельность = чистая прибыль / выручка *100%

Например, если в мае компания заработала 10 млн рублей выручки и 2 млн рублей чистой прибыли, ее рентабельность будет такой:

2 млн ₽ / 10 млн ₽ * 100% = 20%

Рентабельность в 20% означает, что 20% от поступлений — это будущая чистая прибыль компании. Значит, именно такой процент от денежного потока можно распределять по фондовым счетам.

-5

Допустим, наша компания забирает 20% от поступления в 1 млн рублей — это 200 000 рублей, дальше она распределяет их по выбранной пропорции, к примеру:

10% на черный день — это 20 000 ₽;

30% на развитие — это 60 000 ₽;

10% на обучение — это 20 000 ₽;

50% на дивиденды — это 100 000 ₽.

Эти суммы компания переводит на счета фондов. И тут нужно решить, как часто она будет это делать: каждый день, раз в неделю, раз в две недели или в конце месяца?

Для дивидендов тоже можно завести фонд и счет

Мы говорили, что фонды создаются под определенные цели. И выплата дивидендов тоже может быть такой целью. К примеру, мы решаем, что 20% от чистой прибыли уходят на дивиденды, создаем фонд и счет под него.

Дальше считаем:  например, наша рентабельность по чистой прибыли 30%, значит, нужно умножить остаток денег на 30%, а затем — на 20% и эту сумму отложить на дивиденды.

-6

И эти дивиденды уже можно выплачивать собственникам, например, раз в неделю как это делаем мы в Нескучных. (Дивиденды можно выплачивать раз в неделю, если у вас ИП. Для ООО правила другие, их описывает закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»)

Короче: как не проесть всю прибыль

Итак, чтобы не потратить прибыль бизнеса на что-то второстепенное, стоит завести фонды с приоритетными целями, например, на развитие, черный день, дивиденды, расходы будущих периодов. Алгоритм тут такой:

  1. Определить цели фондов, и на их основе — суммы и сроки.
  2. Решить, в какой пропорции в какие фонды будет распределяться чистая прибыль.
  3. Завести счета к фондам и на каждый счет откладывать часть поступлений. Часть, которую откладываем, равна рентабельности по чистой прибыли.
  4. Тратить деньги со счетов фондов, когда придет время, но не раньше.

Такая система фондов и счетов позволяет компании распоряжаться прибылью по-взрослому: не тратить, на что попало, заботиться о будущем и всегда иметь деньги на решение первостепенных задач.

Поможем сформировать фонды и счета

Наши финдиры помогут определить чистую прибыль компании и сформировать систему фондов и счетов. А еще — определить приоритетные цели компании, рассчитать дивиденды и не копить лишнего.

Они проделывали такое уже не раз, вот лишь некоторые кейсы:

Наши финдиры работают с бизнесом из разных сфер: от торговых и производственных компаний до веб-студий. Везде наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличить прибыль и избавиться от кассовых разрывов.

Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это
онлайн-экскурсия.

-7