Есть люди, которые каждый месяц спускают всю зарплату под нуль, и есть такие же бизнесы: всю прибыль тратят на дивиденды и ничего не оставляют на развитие, налоги или черный день. А есть те, кто распоряжается деньгами по-взрослому: откладывают на будущие расходы, черный день, масштабирование бизнеса или модернизацию мощностей. У них обычно дела идут получше. И вот в статье рассказываем, как тоже стать финансово взрослым, — в этом поможет система распределения прибыли по фондам и счетам.
Фонды — это копилки, как конверты в личных финансах
Наверняка вы слышали о таком способе ведения личных финансов, как система конвертов: нужно завести несколько конвертов и в каждый откладывать часть зарплаты. В первый конверт положить на отпуск, во второй — на лечение, в третий — на обучение, в четвертый — на черный день и так далее. В бизнесе тоже есть похожая система, но только не с конвертами, а с фондами.
Фонды — это копилки компании на определенные цели или будущие расходы, например, открытие нового бизнеса, масштабирование, модернизацию, амортизацию, на случай кризиса.
Один фонд — одна цель
С фондами важно действовать исходя из цели. Без нее вряд ли получится регулярно откладывать часть прибыли и не залазить в фонд. Цель определяет и сумму, и срок, на который создается фонд.
Например, если компания знает, что через полгода ей нужно полностью обновить технику в офисе, она может создать фонд для покупки техники. Определить сумму, условно 6 млн рублей, и каждый месяц перечислять в фонд по миллиону. Тогда через полгода она спокойно купит технику, не вытаскивая деньги из оборота.
“Без цели вряд ли получится регулярно откладывать часть прибыли и не залазить в фонд”
Цель мотивирует копить и одновременно с этим помогает ответить на три вопроса: на что копим? Сколько денег нужно? К какой дате?
При этом цель может быть любой. Одни компании копят на масштабирование, другие — на роскошный корпоратив с яхтами в Карибском море и Меладзе. Так тоже можно. Но чаще всего бизнес копит на что-то из этого списка:
- масштабирование;
- открытие нового бизнеса;
- открытие новых точек;
- замена и ремонт оборудования;
- обучение сотрудников;
- оплата налогов;
- досрочное погашение кредитов;
- накопление резервов на случай кризиса;
- покрытие расходов будущих периодов, например, в сезонном бизнесе;
- выплата дивидендов.
Если же копить просто на что-то, чтобы было, руки так и будут чесаться достать деньги из фонда на конкретное и более важное, чем что-нибудь.
Фонды формируются из чистой прибыли
Фонды — это всегда про распределение чистой прибыли. Есть прибыль — есть фонды. Нет прибыли, увы, распределять нечего. Понять, что к чему, помогает ОПиУ — отчет о прибылях и убытках, он и показывает, есть ли у компании прибыль и сколько.
Если прибыль есть, компания может распределять ее по фондам. Для этого она оценивает, сколько у нее прибыли и в какой пропорции в какой фонд стоит отчислять. Например, мы в «Нескучных финансах» используем такую пропорцию:
Но каких-то правил тут нет. Ваша пропорция может быть любой, всё зависит от целей.
***
К примеру, если бизнес сезонный: летом, весной и осенью выручка есть, а зимой одни расходы на аренду и зарплату. И в месяц у компании есть 2 млн рублей чистой прибыли, она может поставить себе такие цели:
- покрытие расходов будущих периодов (зимы);
- развитие компании.
И распределить чистую прибыль в такой пропорции:
- 30% — реинвестировать обратно в бизнес, на операционку;
- 35% — в фонд на развитие бизнеса;
- 35% — в фонд на расходы будущих периодов.
Тогда у нее будут деньги и на текущую работу, и на покрытие зимних расходов, и на развитие.
***
Хоть правил по пропорциям и нет, но есть совет по сумме для резервного фонда. О нем в следующем разделе.
Резервного фонда должно хватать на 3-6 месяцев без выручки
Резервный фонд — это финансовая подушка безопасности бизнеса. Она помогает переживать сложные времена: пандемии, кризисы, специальные операции. Мы советуем заводить такой фонд всем компаниям.
Если у компании есть резервный фонд, она может платить по счетам, даже если в кассе весь месяц не было денег. Например, рестораны с резервными фондами смогли выжить в пандемию: они платили арендодателям и сотрудникам, хотя выручки совсем не было из-за локдауна.
И по резервному фонду у нас есть совет: его должно хватать на 3–6 месяцев жизни без выручки. Точную сумму рассчитывают так:
постоянные расходы компании * количество месяцев без выручки
Постоянные — это те расходы, что не зависят от выручки. Например, аренда, зарплата юриста, бухгалтера или коммуналка. Даже если у компании совсем не будет выручки, за всё это придется платить.
3-6 месяцев — это универсальный срок, но некоторые компании копят резервный фонд на год работы, а некоторые — только на месяц. Тут всё зависит от возможностей бизнеса.
К каждому фонду нужно завести счет
Цели поставили, пропорцию определили и фонды завели в табличке. Но пока всё это виртуальные вещи. Чтобы они стали реальными и покрывались деньгами, понадобится завести счета — под каждый фонд отдельный счет и пополнять его с поступлений.
И тут обычно возникает вопрос: а как отщипывать деньги от поступлений? Ведь нам приходит не чистая прибыль, а просто деньги. Ответ — рентабельность по чистой прибыли.
Рентабельность по чистой прибыли как раз показывает, какой процент прибыли содержится в выручке компании. Рассчитывается по формуле:
рентабельность = чистая прибыль / выручка *100%
Например, если в мае компания заработала 10 млн рублей выручки и 2 млн рублей чистой прибыли, ее рентабельность будет такой:
2 млн ₽ / 10 млн ₽ * 100% = 20%
Рентабельность в 20% означает, что 20% от поступлений — это будущая чистая прибыль компании. Значит, именно такой процент от денежного потока можно распределять по фондовым счетам.
Допустим, наша компания забирает 20% от поступления в 1 млн рублей — это 200 000 рублей, дальше она распределяет их по выбранной пропорции, к примеру:
10% на черный день — это 20 000 ₽;
30% на развитие — это 60 000 ₽;
10% на обучение — это 20 000 ₽;
50% на дивиденды — это 100 000 ₽.
Эти суммы компания переводит на счета фондов. И тут нужно решить, как часто она будет это делать: каждый день, раз в неделю, раз в две недели или в конце месяца?
Для дивидендов тоже можно завести фонд и счет
Мы говорили, что фонды создаются под определенные цели. И выплата дивидендов тоже может быть такой целью. К примеру, мы решаем, что 20% от чистой прибыли уходят на дивиденды, создаем фонд и счет под него.
Дальше считаем: например, наша рентабельность по чистой прибыли 30%, значит, нужно умножить остаток денег на 30%, а затем — на 20% и эту сумму отложить на дивиденды.
И эти дивиденды уже можно выплачивать собственникам, например, раз в неделю как это делаем мы в Нескучных. (Дивиденды можно выплачивать раз в неделю, если у вас ИП. Для ООО правила другие, их описывает закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»)
Короче: как не проесть всю прибыль
Итак, чтобы не потратить прибыль бизнеса на что-то второстепенное, стоит завести фонды с приоритетными целями, например, на развитие, черный день, дивиденды, расходы будущих периодов. Алгоритм тут такой:
- Определить цели фондов, и на их основе — суммы и сроки.
- Решить, в какой пропорции в какие фонды будет распределяться чистая прибыль.
- Завести счета к фондам и на каждый счет откладывать часть поступлений. Часть, которую откладываем, равна рентабельности по чистой прибыли.
- Тратить деньги со счетов фондов, когда придет время, но не раньше.
Такая система фондов и счетов позволяет компании распоряжаться прибылью по-взрослому: не тратить, на что попало, заботиться о будущем и всегда иметь деньги на решение первостепенных задач.
Поможем сформировать фонды и счета
Наши финдиры помогут определить чистую прибыль компании и сформировать систему фондов и счетов. А еще — определить приоритетные цели компании, рассчитать дивиденды и не копить лишнего.
Они проделывали такое уже не раз, вот лишь некоторые кейсы:
Наши финдиры работают с бизнесом из разных сфер: от торговых и производственных компаний до веб-студий. Везде наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличить прибыль и избавиться от кассовых разрывов.
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это онлайн-экскурсия.