Проводка для аудиосистемы.
Ответы на часто задаваемые вопросы.
Исправление часто совершаемых ошибок.
1. причина написания данной статьи
Нам часто приходится сталкиваться с некорректной установкой аудиосистем в автомобиле. И проблемы с проводкой стоят далеко не на последнем месте в списке широко распространенных проблем.
Статья раскрывает многие вопросы , связанные с проводкой в автомобиле и показывает направления - куда стоит смотреть, а куда не стоит.
2. широко распространенные ошибки
перечислим основные из них
- неправильно выбранный диаметр (калибр) силовой проводки
- неправильная коммутация силовой и акустической проводки
- несоблюдение основ безопасности при прокладке кабеля
- использование дешевой проводки при установке дорогостоящих компонентов (что негативно влияет на итоговое качество всей системы)
Но чаще всего встречается другое – проводка просто «пробрасывается» по салону автомобиля до необходимого места (например, до усилителя), никак не защищается, никак не крепится.
Эти, так называемые «сопли», портят не только весь внешний вид системы, но могут привести и к весьма плачевным последствиям, например к короткому замыканию, от которого машина может сгореть.
Также , встречаются совершенно "дикие" случаи, когда установщику не хватило длины кабеля и он решил его нарастить
3. стандарты силовой и акустической проводки
в метрической системе (Россия) чаще всего используется понятие – «мм.кв» – т.е. квадратный миллиметр.
В Америке, да и во всей Европе, используют маркировку в Гейджах (American Wire Gauge/ сокращенно AWG)
Ниже приведена таблица соответствия размеров
PS в экстремальных аудиосистемах используется иногда кабели размером 0 AWG, 00AWG , так называемая «нулевка». Это кабели в 53 мм.кв. и больше используется, в основном, в системах, предназначенных для соревнований по SPL (Sound Pressure Level)
Для участия в соревнованиях есть четко разработанный регламент по всем видам проводки в автомобиле (силовая, акустическая, межблочные кабели). Если не следовать данному регламенту, то при судействе качества инсталляции, участнику начислят штрафные балы, что может привезти к поражению на соревнованиях.
Нужно понимать, что «обычная» и «соревновательная» проводка – это совершенно разные вещи именно в плане инсталляции.
В качестве основы могут использоваться одни и те же провода.
В связи с этим, также нужно понимать, что если вы захотите у себя в автомобиле сделать проводку по регламенту соревнований, то вам будет необходимо потратить дополнительные средства.
Чем сложнее проводка, тем больше денег вы заплатите за ее инсталляцию.
Также на стоимость влияет бренд кабелей. Об этом рассказано в следующей главе.
На сегодняшний момент в Москве можно купить провода и кабели многих стран-производителей. Основу caraudio рынка, разумеется, составляет продукция из Китая и России. Практически любой бюджетный кабель, который вы сможете найти в магазине, сделан в Китае. Здесь все также как и в любой другой сфере, связанной с бытовой техникой или техникой для человека.
Также есть несколько российских брендов, которые заказывают производство под своими брендами в Китае. Качество их продукции весьма высокое, что отражается на цене. Есть неплохие кабели немецкого производства, но в широкой продаже их не найдешь. Их используют, в основном, в автозвуковых студиях. В дорогостоящих проектах
Есть кабели, предназначенные для домашнего аудио. Бывает, что такие кабели используются и в автомобильных системах. Но у такого подхода есть минусы.
Все же, проводка, специально рассчитанная на эксплуатацию в сложных условиях автомобиля разительно отличается по своим ТТХ от проводки для дома.
Это касается и характеристик изоляционного слоя и характеристик пропускающей способности кабеля.
При выборе кабелей нужно опираться на объективную необходимость.
Если вы обладаете ограниченным бюджетом, то не стоит рассматривать покупку акустического кабеля стоимостью 1500 руб. за погонный метр. Вполне сойдет кабель хорошего производителя, произведенный в Китае, по цене 150-200 руб за метр.
Я не рекомендую покупать готовые комплекты для установки. Обычно такие комплекты рассчитаны на установку 2-х или 4-х канальных усилителей. Стоимость их колеблется от 2000 руб. и выше. В такую цену невозможно поместить кабели и расходники хорошего качества. Я рекомендую вам подбирать все компоненты системы отдельно. Получится дороже, но на порядок качественней
Если вы все же хотите установить усилитель «малой кровью», то присмотритесь к комплектам именитых производителей . Например - DAXX. Они вполне неплохого качества.
Можно привести общее правило, которым пользуются установщики:
Цена расходных материалов на конкретную установку, составляет примерно 10% от стоимости всего оборудования.
Бренды, которые можно посоветовать для покупки:
Чернов Аудио, DAXX – премиум-сегмент
EOS , Aura , SWAT - средний сегмент хорошего качества
Pro-link, Wave, Mystery, Boschmann – бюджетный сегмент.
4. силовая проводка
под этим термином подразумевается кабельная продукция, которая используется для подключения питания усилителей и, иногда, магнитол.
Сюда же можно отнести и так называемое «золото» или «железо». Размеры силовых кабелей начинаются с 10 AWG и заканчиваются огромным 0 AWG. Силовые кабели, обычно, бываю красного и черного цветов («плюс» и «минус» соответственно). Это сделано для удобства установщика, т.к. перепутать красный с черным очень сложно даже в условиях плохой освещенности. Но, бывают и исключения. Например, Stinger и DAXX делают силовую проводку синего и прозрачно-белого цветов. SWAT - - желтого .
Многое зависит от материала из которого сделан кабель.
Дешевые кабели делаются из алюминиевой проволоки, которая сверху покрывается слоем меди. Если такой кабель «распушить», то вы увидите в центре блестящий алюминий.
Такой кабель плохо гнется. Часто, имеет очень толстую оболочку из ПВХ, что делается также для того, чтобы визуально сделать кабель толще.
Такие кабели чаще всего выпускаются под бюджетными брендами.
Хороший кабель не нужно гнуть. Когда вы берете его в руку, он сам гнется. Оболочка такого кабеля мягкая, легко снимается с жил.
Такой кабель делается из безкислородной меди, что очень положительно сказывается на его технических характеристиках.
Также имеются в продаже кабеля из луженой меди. Луженая медь , пожалуй, самый лучший вариант, т.к. лужение сохраняет свойства медного кабеля максимально долго.
Силовой кабель, обычно, продается на отрез. В любом автозвуковом магазине вам отрежут необходимую длину.
Для того, чтобы купить кабель необходимой длины и толщины, нужно знать несколько вещей:
А) общая номинальная мощность вашей аудиосистемы (для расчета силы тока)
Б) примерная длина кабеля от клеммы аккумулятора до усилителя или до дистрибьютора питания (если в вашей системе несколько усилителей)
Далее - используете таблицу
Неверный выбор сечения силовых кабелей приведет к следующим проблемам:
1) работа усилителей не в полную мощность. Им будет не хватать питания
2) искажения аудиосигнала на средней\большой громкости
3) работа в таком режиме блока питания усилителя может привести к выходу его из строя
4) неверно подобранный предохранитель (основной) может перегорать
5. акустическая проводка
под этим термином понимается тот кабель, который связывает усилитель и акустические системы. Или усилитель и кроссовер акустических систем.
Купив комплект колонок вы можете найти в коробке некий провод сечением 20AWG , который многие считают проводом для установки. Это не совсем так.
Изначально, именитые производители вкладывали этот провод в коробки только для того, чтобы инсталлятор мог протестировать работоспособность акустики сразу после покупки.
Хитрые китайцы тоже начали вкладывать дешевый кабель в свои коробки, но стали позиционировать это по другому – «полный комплект для установки».
Сейчас в коробке вы найдете не только провода, но и кучу саморезов для прикручивания акустики к металлу.
Крайне настоятельно я рекомендую вам купить специальный акустический провод для подсоединения акустики. Даже в том случае, если у вас в системе нет усилителя.
Часто используемый прием установщиков в современных автомобилях – использование штатной проводки для облегчения своей работы.
Суть в том, что во многих автомобилях есть так называемая «аудиоподготовка» или стоит какая-нибудь простенькая аудиосистема.
Это значит, что к местам установки акустики уже подведена штатная проводка.
(Надо отдать должное производителям автомобилей, эта проводка обычно бывает вполне сносной толщины (примерно 16-18Ga)).
Установщик прокладывает акустический кабель от усилителя до стойки двери, дальше врезается в штатную проводку. А в самой двери новый динамик подключается на старую проводку.
Таким образом, установщик экономит время установки , т.к. во многих современных автомобилях (особенно в немцах) проводка в дверь проходит через специальный пластиковый разъем. Через него протянуть новый акустический провод – целая история.
Использование штатной проводки - не криминал. Штатная проводка делается из меди. В некоторых случаях (быстрая установка , Upgrade установка ) - вполне разумное решение - использовать штатную проводку.
Акустические провода делятся на бюджетные и дорогие.
Бюджетный кабель делается, как и силовой кабель, из алюминиевой проволоки. Он жесткий, ПВХ изоляция счищается с него с трудом. Маркировка трудно различима.
Дорогой кабель – мягкий. С хорошей маркировкой. Сделан из безкислородной меди.
6. межблочные кабели. Как проложить? Что из производителей выбрать?
Межблочный кабель (кабель между источником сигнала и усилителем) – основной «звуковой» кабель в машине.
В зависимости от сложности системы и возможностей головного ус-ва или процессора, в автомобиле может быть от одного до нескольких межблочных кабелей. Существует одно «золотое» правило установщика – не экономить на межблочниках! Это правило придумано не просто так. Если у вас ограничен бюджет, то нельзя экономить на двух вещах – передняя акустика и межблочные кабели. Современные автомобили содержат в себе кучу сложных электрических схем и блоков, которые могут выдавать в аудиотракт серьезные наводки. Поверьте, что гораздо проще сразу купить и проложить качественный межблочный кабель, чем после полной инсталляции «поймать помеху» и длительное время искать в каком месте вы ее поймали. Скорее всего, этим местом будет межблочный кабель. При этом нет смысла загонять свои требования " в космос" . Есть много производителей, которые делают вменяемые межблочные кабели по адекватным ценам.
Также, золотое правило прокладки межблочных кабелей гласит – «по возможности, используй межблочный кабель необходимой длины. Не больше»
Производители предлагают установщикам кабели стандартных длин: 1.5, 3 и 5 метров.
В простых инсталляциях, большинство установщиков используют 5-метровые кабели, излишки которых сматываются в бухту и размещаются под задним сидением. Эта бухта – замечательный «ловец» помех от бензонасоса, к примеру.
Профессиональные инсталляторы всегда паяют кабели под конкретную систему.
Бюджетные бренды кабелей: Prolink, Prology, Mystery и т.д.
Дорогие, хорошие кабели: Чернов аудио, Stinger, DAXX, EOS
7. расходные материалы для проводки
Второе название этих расходных материалов : «железо» или «золото».
Это: аккумуляторные клеммы,
предохранительные колбы,
дистрибьюторы питания,
акустические клеммы,
клеммы для подключения силового провода к усилителям
силовые клеммы для питающих проводов
и т.д.
Одним словом, эта часть расходников, без которой невозможно качественно и красиво подключить проводку к основным блокам схемы – усилителям, аккумулятору, акустике.
Известные и качественные бренды: Stinger, DAXX, Tchernov Audio , AURA , SWAT
Бюджетные бренды: Prolink, Prology, Mystery и т.д.
Качество расходников известных брендов становится понятным после эксплуатации системы на протяжении года и больше. Позолота не отваливается, контакт сохраняется, проблем не возникает.
С китайским «ширпотребом» все хуже. Часто встречающаяся ситуация – в системе проблемы по питанию, но внешне все нормально. Все клеммы на месте, все блестит.
Когда начинаешь проверять все места сочленений, находишь окислившийся провод на усилителе (в месте контакта клеммы и колодки усилителя) или что-то в этом роде.
Если вы «строите» серьезную систему, в которой присутствует несколько усилителей, не экономьте на «золоте». Объясните Клиенту необходимость затрат. Это лучше, чем через несколько месяцев искать в этой машине источник проблем.
Также, красота в системе наводится использованием гофрированных трубок (гофра) различного диаметра
и «змеиной кожи» – специального «рукава» из синтетического материала. Через него, обычно, пропускают силовые и межблочные кабели в тех местах, которые можно увидеть простым глазом. Получается очень красиво.
8. аккумуляторы, генераторы, распределители питания.
Если мы говорим о серьезных инсталляциях, рассчитанных на участие в соревнованиях, то необходимо упомянуть и о таких немаловажных составляющих систем питания автомобиля, как генератор и аккумулятор.
Достаточно часто любители автозвука меняют обычный аккумулятор на специальные «автозвуковые». Особенностью такого аккумулятора является огромное количество циклов разряда\заряда. Обычные аккумуляторы не предназначены к таким условиям. Замена аккумулятора обусловлена тем, что штатный аккумулятор не справляется с питанием серьезной аудиосистемы. Очень много мощных потребителей (усилители). Штатный аккумулятор не успевает питать их и всех остальных потребителей. Специальный аккумулятор успевает все это сделать. Специальные генераторы устанавливают на автомобили очень редко. Это достаточно дорогие устройства и к тому же их установка требует серьезного вмешательства в конструкцию автомобиля (переустановка приводных ремней и т.д.). Такая установка может вам встретиться только на соревновательном автомобиле. Распределители питания используются в том случае, когда на борту одного автомобиля есть два аккумулятора. Один используется как стартерный и работает со штатными системами, а второй питает только звуковую систему
9.чего не стоит делать при прокладке кабелей
А) межблочные кабели и силовой провод необходимо максимально «развести» друг от друга и от штатной проводки автомобиля. Чаще всего, межблочники прокладывают посередине салона, а силовой кабель – вдоль одного из порогов.
Б) чем короче межблочный кабель – тем лучше. Никаких «бухт» под задним сидением. Это лишний шанс – «поймать» наводку.
В) По возможности, заземляйте компоненты своей системы в одной точке. Если у вас в багажнике стоит два усилителя, то «минусы» обоих усилителей должны заземляться или на «минусовом» Дистрибьюторе , от которого провод идет на клемму аккумулятора или, в крайнем случае, на одном болту, который хорошо контактирует с кузовом автомобиля.
Г) лучше всего, чтобы длина «минусового» провода не превышала 45 см. (в случае , если вы используете кузов автомобиля в качестве проводника)
Д) на расстоянии не более 40 см от «плюсовой» клеммы аккумулятора обязательно должна быть установлена колба с предохранителем.
Е) Сечение силового кабеля должно соответствовать или превышать рекомендуемую для вашей системы (см. таблицу выше )
Ж) при пересечении силовой проводки с акустической, провода должны лежать перпендикулярно друг другу.
З) при прокладывании силовой проводки через моторный щит используйте штатные отверстия, закрытые резиновыми заглушками. Если нет такой возможности, просверлите необходимое отверстие и обязательно заизолируйте его острые края, используя резиновые кольцевые прокладки.
И) на конце любого кабеля должна быть клемма. Или кабель должен состыковываться с дистрибьтором. Это улучшает контакт.
Советы из жизни
Часто, при прокладке проводки возникает ситуация, когда проложить отдельно силовой кабель и акустический невозможно (вариант другой: силовой кабель и межблочный, акустический и межблочный).
На самом деле не все так катастрофично. Практика показывает следующие факты:
- в большинстве машин среднего ценового диапазона (если эта машина не старше 5 лет) штатная электрика не очень «шумная». Поэтому, если вам придется проложить межблочный кабель вдоль какого-либо штатного провода – ничего особо страшного в этом нет. Просто старайтесь избегать таких мест как бензонасос и "мозги" машины.
- проложить межблочный кабель параллельно силовому на небольшом отрезке вполне возможно. Скорее всего, наводок не будет.
- пойманная наводка, чаще всего бывает или из-за плохого качества межблочного кабеля, или из-за его прокладывания в непосредственной близости от генератора сильных помех в бортовой сети (бензонасос, компьютер), либо от плохого силового питания.
- питание на магнитолу желательно подать непосредственно с аккумулятора. В некоторых случаях это помогает избежать лишних помех (например, в случае с использованием магнитол Пионер).
10. рекомендуемые размеры проводки для распространенных схем аудиосистем
Рассмотрим несколько часто встречающихся схем построения аудиосистем в автомобиле.
Схема№1.
Магнитола и 4 колонки. В автомобиле есть штатная аудиоподготовка.
Простой вариант.
Подключение магнитолы к штатной проводке (плюс, минус, акустика, управление антенной)
Подключение акустики к штатным проводам, которые выведены в дверях.
Сложный вариант.
Подключение «плюса» магнитолы от клеммы аккумулятора проводом 10-12Ga
Прокладка новых акустических проводов от магнитолы до акустики (через разъемы дверей) 20-22 Ga.
Схема№2
Магнитола, 5-ти канальный усилитель, 4 колонки и корпусной сабвуфер.
Простой вариант.
Прокладка силового провода 4Ga от аккумулятора к усилителю
Подключение «плюса» магнитолы от клеммы аккумулятора проводом 10-12Ga
Прокладка межблочных кабелей (2 или 3)
Прокладка новых акустических проводов от усилителя до стоек дверей и подключение к штатной акустической проводке.
Прокладка кабеля до сабвуфера (14-16Ga)
Сложный вариант.
Прокладка силового провода 4Ga от аккумулятора к усилителю
Подключение «плюса» магнитолы от клеммы аккумулятора проводом 10-12Ga
Прокладка межблочных кабелей (2 или 3)
Прокладка новых акустических проводов от усилителя до акустики (через разъемы дверей) (16-18Ga)
Прокладка кабеля до сабвуфера (14-16Ga)
Схема№3
Магнитола, 4-х канальный акустический усилитель, моноблочный сабвуферный усилитель, 4 колонки, сабвуфер, конденсатор.
Сложный вариант.
Прокладка силового провода 4Ga от аккумулятора к дистрибьютору или к клемме конденсатора
Разводка питания между усилителями проводом 8Ga
Заземление усилителей на корпус автомобиля или на «минусовую» клемму конденсатора проводом 8Ga
Подключение «плюса» магнитолы от клеммы аккумулятора проводом 10-12Ga
Прокладка межблочных кабелей (2 или 3)
Прокладка новых акустических проводов от усилителя до акустики (через разъемы дверей) (16-18Ga)
Прокладка кабеля до сабвуфера (14-16Ga)
13.полезные ссылки
Кабельная продукция DAXX. С хорошим описанием товара и его ТТХ.
Кабели, клеммы, дистрибьюторы питания. Все, что только можно придумать для правильного подключения всех компонентов – это AURA .
Топ сегмент - Tchernov Cables
в заключение статьи хотелось бы сказать, что все работы, которые вы проводите в своем автомобиле, вы делаете для себя самого. А для себя самого всегда хочется сделать лучше.
Стремитесь к совершенству и тогда вам будет не страшно выехать на своем автомобиле на соревнования и самоутвердиться по полной программе. Удачи!