Найти тему
BIMингуем правильно!

Этапы проверки качества моделей BIM-отделом

Оглавление

Модель проверяется BIM-отделом в определенной последовательности. Если этап не проходит проверку, то модель отправляется на доработку. Не допускается переход к следующему этапу до тех пор, пока не устранены замечания по предыдущим этапам проверки.

1. Рабочие наборы

Все элементы модели должны находиться в правильных рабочих наборах. Системы, разделы проекта должны находиться в разных рабочих наборах. Минимальный перечень рабочих наборов заносится в файл BIM-отделом при подготовке файла.

Если на 3D-виде отразить один рабочий набор системы, то на вид должны попасть все элементы этой системы, без пробелов. Используйте инструмент отображения рабочих наборов разными цветами.

-2

Можно использовать надстройку (плагин) DiRoots, чтоб пакетно присвоить всем элементам определенной категории правильный рабочий набор.

2. Привязка элементов

В модели не должно быть элементов, привязанных к неправильным уровням. Следите за тем, чтоб не моделировать элементы с привязкой к временным уровням, дублирующим уровням, перемещенным уровням. К сожалению, на практике встречаются случаи, когда неопытный пользователь проделывает огромную работу, не обращая внимания на уровни. Переназначение уровня иногда приводит к нарушению целостности систем.

3. Целостность систем

Все элементы, входящие в систему, должны правильно соединяться друг с другом, образовывая единую систему. Количество, тип и наименование систем должно соответствовать BEP. Как правило, при подготовке файла в него заносятся все возможные системы, которые будут использоваться при моделировании. Системы определены в соответствующих типоразмерах. Изменять их названия, параметры, добавлять системы, удалять системы запрещается!

Все элементы, образующие инженерную систему, должны соединяться через правильно настроенные соединители. В диспетчере инженерных систем не должно быть сто двадцать миллионов участков одной системы что-то типа "T1 1256", "В1.1 589". Целостность системы проверяется в диспетчере инженерных систем, либо с помощью табулятора.

Если элементы не соединяются, то нужно обращать внимание на следующее:

  • элементы не выравнены
  • не настроена трассировка
  • размеры соединителей элементов не совместимы
  • соединители принадлежат разным системам
  • соединители имеют направления (внутрь, наружу), которые не совпадают

4. Инженерные решения

Системы должны быть построены в соответствии с принятыми техническими решениями. На этом этапе проверяются сечения, правильность типа используемого оборудования, правильность соединения элементов между собой. Ответственный за данную проверку - главный специалист по соответствующему разделу и главный инженер проекта.

5. Пересечки (коллизии)

Как правило, допуски на коллизии описываются в BEP или EIR в виде матрицы коллизий. Это таблица, в которой указано элементы каких категорий могут пересекаться друг с другом и насколько мм. Коллизии обычно проверяются, когда системы уже собраны и проверены на правильность технических решений. Нет смысла проверять пересечки, если в последствии окажется, что система построена неправильно. Пересечки со смежными системами проверяются в последнюю очередь.

Пример матрицы коллизий. В столбцах и строках категории элементов. В ячейках допуски на пересечения в мм.
Пример матрицы коллизий. В столбцах и строках категории элементов. В ячейках допуски на пересечения в мм.

5.1. Пересечения в рамках системы

Проверка на пересечения в рамках одной системы, одного файла. Данная проверка производится с помощью инструментов поиска коллизий. Это может быть встроенный инструмент Revit "Проверка на пересечения" или средствами Navis.

Встроенная в Revit проверка на пересечения. Меню "Совместная работа".
Встроенная в Revit проверка на пересечения. Меню "Совместная работа".

5.2. Пересечения с АР-КР

Проверка на пересечения системы с моделями разделов АР и КР (стены, перекрытия, колонны и т.д.).

5.3. Пересечения со смежными системами

Проверка на пересечения системы с моделями смежных разделов.

И чтоб процесс исправления был менее болезненным, чем как обычно, необходимо придерживаться следующих правил:

  • При построении линейных объектов старайтесь избегать "загогулины". Перемещать прямые участки значительно легче, чем участки со множеством соединительных деталей.
  • Меньше всего двигаются трубы канализации ВК2 (тут важен уклон) и воздуховоды ОВ2 (крупный габарит). Поэтому желательно как можно раньше определиться с их трассами и согласовать их размещение с заказчиком. Все остальные системы в большинстве случаев подстраиваются под эти. По степени "мобильности" далее идут ВК1 и ОВ1, потом ЭОМ и в конце СС.
  • Обычно в матрице коллизий гофра ЭОМ и СС отсутствует. Поэтом делать лишние огибания коробов (гофры), которые потом рассыпаются при перемещении, не надо. Тем не менее, некоторые заказчики страдают необоснованным перфекционизмом, поэтому лучше уточнять.

6. Информационная наполненность

Проверка на наличие и заполненность параметров согласно требованиям EIR и BEP.