Сентябрь 1651 года стал знаменательной датой: это было тринадцатилетие молодого короля и по королевским правилам его совершеннолетие. Это событие ознаменовалось грандиозным шествием по центру Парижа. Его засвидетельствовал английский автор дневников Джон Ивлин, бежавший от «неприятных» бед своей родной страны и наблюдавший за этим с балкона. Ивлин отметил «всю экипировку и великолепную кавалькаду», включая швейцарскую гвардию, возглавляемую двумя кавалерами в одеждах из алого атласа. Самым выдающимся из всех был сам король, «как молодой Аполлон» в костюме, настолько богато вышитом, что ткани под вышивкой не было видно: «он прошел почти весь путь со шляпой в руке, приветствуя дам и послов, наполнивших окна своей красотой, а воздух возгласами: «Да здравствует Король!»
Но Ивлин, при всей пышности своего описания, также указал на один из аспектов характера Людовика, пережившего сложные времена Фронды. Его «выражение лица» было милым, но в то же время «серьезным». Непробиваемое хладнокровие на публике, которое станет такой заметной чертой зрелого Людовика XIV, уже проявилось.
В беспорядках во время Фронды, наконец, поставили точку, когда блестящий французский солдат виконт де Тюренн, первоначально под командованием Конде, помог разгромить своего бывшего властителя от лица двора. В феврале 1653 года Конде удалился на службу Испании, а кардинал Мазарини вернулся в Париж. Впереди был безмятежный период, когда мать молодого Аполлона показала его в череде величественных появлений, символизирующих мир, а не войну. Также они, конечно же, символизировали и могущество короны.
Танцы были ключевым элементом во всем этом. Значение танца в то время, столь же жизненно необходимого для молодых людей, как фехтование, считалось настолько важным, что даже иезуиты в обязательном порядке обучали своих учеников этому искусству. Среди различных жанров именно к придворному балету, развитому в Италии и привезенному во Францию Екатериной Медичи, ставшему отдельной церемонией, у Людовика XIV был природный талант: уже к восьми годам он, по рассказам многих, умел «идеально» танцевать. В молодости он преуспел в тихой, так называемой Медленной Куранте, и умел с высочайшей изящностью выполнять необходимые повороты ног и ступней.
Рядом с ним танцевал молодой музыкант двадцати лет, уроженец Италии, а ныне француз, недавно состоявший на службе у Великой мадемуазель, Жан-Батист Люлли. В балете «Свадьба Пелея и Фетиды» Людовик сыграл самого Аполлона в окружении первых леди королевства в роли девяти муз. Генриетта-Анна, во времена Фронды дрожащая в кровати от холода и голода, теперь считалась подходящей на роль Эрато, музы эротической поэзии; ей еще не было и десяти лет, но ее положение первой принцессы во Франции после ее тети и матери дало ей право на эту роль. На случай, если кто-то упустил значение этих ходов правительственной пропаганды, Людовика, играющего колдуна из балета «Торжество Вакха», приветствовали такими словами: «Он действительно Владыка будущего: вам нужно только взглянуть ему прямо в глаза».
Впервые в королевских хрониках не было необходимости преувеличивать, чтобы таким образом славить четырнадцатилетнего короля. Все современные источники сходятся во мнении, что на этом этапе он был потрясающе красив. Красивые длинные вьющиеся волосы, сентиментально восхваляемые Великой Мадемуазель, были лишь одним из его физических достоинств, которое в то время очень ценили. (Королева Анна поражала многих изящным поведением, расчесывая густые локоны, унаследованные ее сыном).
Фигура Людовика описывалась как «высокая, вольная, роскошная и крепкая», в то время как его осанка была характерна для «тех, о ком мы говорим, как о людях божественных кровей» (Людовика XIV всегда называли высоким те, кто его знал, например, Великая Мадемуазель: в другом сообщении говорится, что он на полголовы выше кардинала Мазарини, которого никто не называл низким. Миф о маленьком короле, ходящем на высоких каблуках, основан на неправильном представлении о моде того времени. Карл II, например, ростом более шести футов, тоже носил высокие каблуки. Историки теперь считают, что Людовик XIV был ростом около 5 футов 9 дюймов).
Эта особая хвала продолжалась: прежде всего нужно было видеть этот верх совершенства танцующим балет; затем он предстал как «Небесный шедевр, Божий дар Франции». Не нужно было потакающих глаз его матери и двора, наконец расслабившихся после сеющих разногласия ужасов Фронды, чтобы увидеть в юном изяществе Людовика торжествующее предзнаменование – снова, как при его рождении – золотого века.
7 июня 1654 года Людовик XIV был посвящен в титул короля Франции по обычаю его предков в соборе Реймса, к северо-востоку от Парижа. Среди присутствующих принцев не было ни его дяди Гастона, находившегося в изгнании в Блуа, ни Великого Конде, ныне служившего своему давнему врагу в Испании. Но церемония была великолепна, она продолжалась с шести утра, и весь ритуал был нарочито священным и историческим. Сидя в специально организованной ложе, королева Анна сияла от торжества своего сына на публике; только присутствие рядом с ней овдовевшей Генриетты-Марии было своего рода «напоминанием о смерти».
Но Людовик XIV в данный момент не только выглядел романтическим идеалом: он сам был полон романтики по отношению к женщинам. Он любил играть на гитаре – щипковом струнном инструменте, привезенном из Испании (куда его доставили арабы). Изначально на него влияла его мать и воспоминания об испанском дворе и ее далекой идеализированной юности. Но именно кардинал Мазарини позаботился о том, чтобы у Людовика был лучший из доступных учителей, итальянец Франческо Корбетта, который к середине века издал две книги по игре на гитаре для правителей городов Болоньи и Милана и, вероятно, еще одну для короля Испании.
Игра на гитаре была заметно менее церемониальным занятием, чем танцы в имеющем официальный статус придворном балете: в то же время чем была испанская гитара, если не орудием ухаживания в руках кавалера? В этом контексте было знаменательно, что возвращение Мазарини означало, что образ жизни снова стал своего рода семейным, каким был до Фронды, но теперь это была домашняя жизнь, включающая множество родственниц Мазарини, скопление энергичных итальянских девушек. Ибо у кардинала было желание, похвальное по большинству семейных стандартов (если не по меркам ревнивых французов), окружить себя своей роднёй и удачно выдать их замуж.
- Продолжение следует, начало читайте здесь: «Золотой век Людовика XIV — Дар небес». Полностью историческое эссе можно читать в подборке с продолжением «Блистательный век Людовика XIV».
Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: