В Международный день защиты детей хочется снова затронуть тему общения с детьми. Вы знаете, как я люблю эти вопросы психологии, потому что вместе с ребенком растем и развиваемся мы сами. Я, например, постоянно учусь у своих детей очень многому. Итак, начнем.
Детский мозг очень податлив. Дети не умеют абстрагироваться и защищаться от травмирующих слов и событий. Они впитывают все, что видят и в чем участвуют, и что-то запоминают, а что-то блокируют. Но даже заблокированные воспоминания могут сказываться на жизни в будущем.
На курсе по самооценке это частая история. Регулярно разбираем с учениками травмирующие события из детства, которые психика заблокировала, но бессознательное еще помнит. И повторяет во взрослом возрасте.
Конечно, как бы мы (родители) не старались, нашим детям будет что обсудить с психоаналитиком. Но всё-таки, мы как осознанные взрослые постараемся учитывать некоторые моменты.
Фразы, которые точно не пойдут на пользу
— Хватит плакать, ничего ужасного не случилось!
Наверное летчику-испытателю сломанный ноготь тоже не кажется серьезной проблемой, но если вам через час на модный показ, а маникюр испорчен, для вас это будет катастрофой. Каждая проблема стоит тех эмоций, который человек испытывает в моменте. Обесценивать их очень вредно.
— Если ты так не сделаешь, я очень расстроюсь, а ты ведь не хочешь, чтобы мама плакала?
Сюда относятся любые манипуляции, которые вызывают в ребенке чувство вины. На ребенка с детства перекладывают ответственность за чувства взрослых, а для маленького человека это тяжелая ноша.
— Почему ты не можешь быть как Петя? У всех дети как дети…
Внутри формируется недостижимый идеал — мне всегда нужно быть как кто-то лучший, чтобы меня любили, сам по себе я недостаточно хорош. Более того это может вызывать зависть к успехам других. Сравнивать себя можно только с собой вчерашним!
— Ладно, разрешаю, только хватит мне нервы трепать!
Ага, если долго жаловаться, плакать и стонать, то можно получить желаемое. То есть даже строгие запреты и правила могут оказаться не такими уж нерушимыми. Если вы меняете мнение, то выждите время и выберите другую фразу. Например: “Знаешь, я подумала, что ты действительно можешь взять ту конфету. Поделишься со мной?”
— Сама сделаю, не можешь ничего!
Да, иногда нам хочется сделать быстрее и аккуратнее, если мы видим, что ребенок с чем-то долго возится, но все же важно дать возможность доделать. Вы тоже не сразу научились красиво писать или быстро завязывать шнурки. А эта фраза заведомо программирует ребенка на провал, а значит можно и не стараться.
— Не веди себя так, ты же *здесь любой ярлык*!
Табу на чувства, на эмоции по каким-то определенным причинам не помогают ребенку успокоиться, но учат блокировать истинные чувства и испытывать стыд и вину, если “запретные” эмоции все же пробиваются. Мы не можем указывать, что ребенку испытывать. А любое поведение — это реакция на внутреннее состояние.
— Вырастешь — поймешь, узнаешь.
Значит, чтобы получить ответы на интересующие меня вопросы, надо дождаться волшебной возрастной отметки, когда все чудесным образом станет понятно. Подобные фразы убивают любопытство и любознательность. В какой-то момент мы можем обнаружить, что ребенок больше ничем не интересуется, поэтому важно разговаривать и объяснять!
Прочитав эти комментарии к фразам, вы, наверняка, спросите: как тогда вообще себя вести с ребенком? О многом я уже говорила в своих прошлых видео. Кстати, скоро выйдет еще одно очень важное видео про поддержку ребенка. И, конечно, многие аспекты мы подробно прорабатываем на моей большой трансформационной программе "Самооценка".
Помните, самое важное - быть ребенку другом! Эта тема большая, в один пост все не уместить. Изучите мои опубликованные ролики, а также хочу порекомендовать вам одну книгу. Каждому родителю, который задавался вопросом: «Что я делаю не так и как правильно?», советую книгу Людмилы Петрановской «Если с ребенком трудно». Написано очень доступно и структурно, подойдет для легкого вечернего чтения, а полезно будет каждому.
Сложности могут возникать и с идеально спокойными детьми, поэтому важно обладать педагогической грамотностью, чтобы безболезненно выходить из закономерных кризисов. Когда мы знаем причину — мы знаем, как действовать. И это помогает избежать многих конфликтов.
Поделитесь в комментариях, какие отношения у вас с детьми, насколько сложно или же, наоборот, легко налаживать дружеские отношения?
#дети #воспитание ребенка #детское воспитание #день защиты детей #общение с детьми #отношения с детьми #общение #семья #психология #психолог