Найти тему

Депутат Госдумы Владимир Сенин рассказал о «зеленой» экономике, состоянии банковской системы и законотворчестве

Наш сегодняшний собеседник, депутат Госдумы от «Единой России», представляющий Башкортостан, входит в Комитет по финансовому рынку. Поэтому неудивительно, что вопросы, заданные Владимиру Сенину в ходе интервью, касались, прежде всего, проблем экономики. Большинство из них близки каждому жителю республики, да и всем россиянам.

– Владимир Борисович, недавно был запущен новый федеральный партпроект «Зеленая экономика». В чем его суть?

– Главная задача – сделать окружающую среду комфортной, безопасной, органичной для людей. Для этого надо решать вопросы повышения энергоэффективности и снижения энергоемкости экономики. Партпроект предполагает вполне практические вещи, прежде всего, связанные с экономикой: мы должны инвестировать в проекты модернизации промышленности, которые наносят минимальный вред экологии. Если упрощенно, необходим своего рода мост между «зелеными» ценностями, запросом на чистую воду, воздух, и развитием производств, работой банковского сектора. Крупный бизнес все более заинтересован в ведении экологичной деятельности, в том числе в выставлении соответствующих требований привлекаемым подрядчикам. Меры стимулирования для предприятий могут быть разные: и бюджетные, и за счет банковского регулирования. В целом, работа строится в этом ключе. Добавлю к слову, что в Госдуме мы также занимаемся направлением ESG (ряд принципов, которые помогают предпринимателям достичь целей с пользой для окружающей среды, – прим. А. А.).

-2

– Вы возглавляете подкомитет и экспертный совет по устойчивому развитию и зеленому финансированию…

– Да, это так. Первое заседание экспертного совета по устойчивому развитию и зеленому финансированию прошло в марте этого года на площадке Московской биржи. В нем приняли участие председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, зампредседателя Комитета по экономическому развитию Станислав Наумов, член Комитета по промышленности и торговле Мария Василькова, член Комитета по энергетике Юрий Станкевич. Мы плотно работаем с представителями органов федеральной исполнительной власти – Министерства экономического развития, Министерства финансов, Министерства промышленности и торговли, а также Банка России, института развития ВЭБ.РФ, ведущих российских предприятий реального сектора и финансового рынка, рейтинговых агентств, профессиональных объединений и организаций, представителями науки, экспертами. Всего в состав экспертного совета входит почти 60 человек – это весьма представительная площадка.

Деятельность подкомитета сосредоточена на подготовке законопроектов и предложений по формированию национальной системы финансовых инструментов. Так, в мае был принят федеральный закон по запуску пилотного проекта на Сахалине, призванный ограничить выбросы парниковых газов практически до нуля. Продлится он до конца 2028 года. Притом в течение этого времени такая работа может проводиться и в других субъектах РФ – эта возможность была предусмотрена поправками, которые я с группой депутатов вносил в законопроект.

– Поговорим о ваших инициативах. На профильных форумах вы не раз отмечали необходимость создания реестра управления персональными данными. Эта тема действительно близка всем без исключения россиянам, ведь персональные данные есть у каждого, а согласие на их обработку мы даем бесчисленное количество раз – просто подписывая документы, ставя галочки и даже не задумываясь о последствиях. Расскажите о своей идее подробнее.

– К сожалению, бизнес использует наши персональные сведения как угодно. Допустим, менеджер автомобильного салона, где вы брали машину, перешел в компанию по продаже холодильников – и вот вам уже присылают десятки предложений оттуда. Все потому что этот «энтузиаст» при увольнении прихватил с собой ту самую базу данных без всякого согласия клиентов, чему новые работодатели только порадовались. И это еще безобидный вариант, бывают и хуже – сотни, тысячи. Важно, чтобы человек получил возможность свободно управлять своими персональными данными, а для этого нужно создать реестр. В таком вы могли бы найти все отметки о своих согласиях и отозвать любые из них. Сейчас это можно сделать лишь теоретически, но на практике нереально.

Запуск такого реестра – серьезная задача для государства. Пока я только высказал идею, в которую верю и убежден в ее полезности.

– Один из ваших законопроектов посвящен болезненной проблеме, касающейся микрофинансовых организаций (МФО). Он уже прошел первое чтение. Поделитесь деталями.

– Все знают, что МФО выдают потребительские кредиты, как правило, слабым заемщикам или с плохой кредитной историей. Бизнес-модель в том и заключается, что один из них долг погасил, второй – в процессе, а третий передается коллекторам, но маржа такая, что покрывает все издержки. По сути, речь – о ростовщической модели, которая загоняет граждан в очень тяжелое положение, да еще и в нынешние непростые времена, и создал ее государственный регулятор совместно с предпринимателями. Необходимо существенно снизить нагрузку на заемщиков. Вопрос в том, как. Просто взять и запретить деятельность микрофинансовых организаций – вряд ли жизнеспособный вариант. Но почему бы самим банкам не выдавать людям мелкие суммы до «получки»? Все дело в тонкостях госрегулирования: оно устроено так, чтобы финансовые учреждения не могли кредитовать подобный тип заемщика. Так вот, законопроект предлагает его изменить, но вместе с тем создать такие условия, чтобы банки не отягощали себя плохими заемщиками. Если получится, нагрузка на граждан уменьшится до порядка 50 – 70% годовых вместо 292-х – до этого уровня сейчас только планируют понизить действующую предельную ставку микрозаймов в 365% годовых. Как мне кажется, она непомерно высока с учетом сегодняшнего роста инфляции и падения доходов. Конечно, 50 – 70 тоже немало, но несравнимо с тем, что есть. И напомню: шесть лет назад Центробанк начинал уменьшать этот показатель с 1000% годовых. Непонятно, как вообще допустили выдачу кредитов под такие проценты.

-3

– Совместно с ОНФ вы разработали законопроект, предполагающий передачу таможенного конфиската благотворительным организациям. В чем его суть?

– Сегодня проводится обширная гуманитарная работа по оказанию помощи переселенцам из Донбасса. Мы выступили с предложением создать правовой механизм, который бы позволил передавать некоммерческим организациям товары, обращенные в собственность государства. Благодаря этому благотворители могли бы увеличить объем гумпомощи нуждающимся. В конце марта документ был внесен на рассмотрение в Госдуму и сейчас готовится к рассмотрению в первом чтении.

– Вы входите во многие федеральные объединения, имеющие непосредственное отношение к банковской сфере. Кроме того, у вас огромный опыт в этой области, поэтому не можем не задать вопрос о состоянии банковской системы в России. В связи с последними событиями она получила серьезную встряску. Какова ситуация сейчас? Стоит ли бояться дефолта? Каков ваш прогноз?

– В этих непростых условиях банковская система показала свою устойчивость. Надо сказать, мы натренированы разными кризисами и вызовами – экономическими, политическими. Поэтому и сами кредитные организации, и Центробанк, и Минфин РФ как основные регуляторы финансового рынка выработали целый комплекс различных мер, позволяющих функционировать системе без надрыва.

Также напомню, что еще до событий 24 февраля Госдума утвердила денежно-кредитную политику до 2024 года. И пусть в какой-то степени придется пересматривать отдельные основополагающие документы, которые выпускает Банк России, и корректировать нормы госрегулирования, в общем могу сказать, что банковская система стабильна. Риска ее обрушения и потери гражданами своих сбережений нет. Гарантированное страхование банковских вкладов, не превышающих 1,4 млн руб., по-прежнему в силе. Закрытие крупных системно значимых кредитных организаций не предвидится. Все находится в абсолютно рабочем режиме. Кроме того, создается комплекс мер для того, чтобы банковская система эффективно кредитовала и в целом поддерживала экономику страны и самих граждан.

– В момент нестабильности Центробанк внезапно увеличил ставку до 20%. Затем ее понизили до 14%, до 11%... Чего ожидать дальше?

– Повышение ставки до 20% позволило остановить резкий инфляционный выброс. Потом ее действительно уменьшили. Но говорить о том, какой будет ставка завтра, некорректно – этот показатель зависит от общего развития экономики. В то же время заданный Центробанком курс на доведение инфляции до 4% в 2024 году никто не отменял. Об этом председатель Банка России Эльвира Набиуллина говорила еще на заседании Госдумы, на котором была утверждена ее кандидатура. С учетом такой тенденции в будущем ставка должна продолжать снижаться. Кредиты, соответственно, станут более доступными. Хотя, напомню, и сейчас введены различные меры поддержки, помогающие получить определенные займы по низкой ставке. В частности, продлила свое действие льготная ипотека.

Что касается моего личного мнения, то да, ключевую ставку необходимо снижать. Это нужно, чтобы в целом финансирование экономики было органичным. Ну, а меры поддержки должны оставаться точечными, а не служить «экономическими костылями». Здесь важна прочная основа.

Арина АСТАФЬЕВА