Найти в Дзене
5 литературных фактов

Есенин: московская юность, университет и семья, стихи — главная ценность

Сам поэт не любил вспоминать тот период жизни. Из сельской местности под Рязанью он не сразу решился переехать в столицу — Петроград. Первым городом, который он отправился покорять, была Москва. Здесь отец Есенина работал приказчиком (управляющим) в купеческой мясной лавке. В возрасте 16 лет Сергей переехал к нему и стал в том же заведении младшим служащим — конторщиком. Вскоре начинающему поэту посчастливилось устроиться в книжное издательство, а затем — в типографию, где он получил должность подчитчика (помощника корректора). Уже через год Есенин работал корректором, много писал, выступал в литературном кружке и на поэтических вечерах. Но в письме близкому другу из деревни проскользнули строки: «Живётся мне тоже здесь незавидно. Думаю во что бы то ни стало удрать в Питер». Есенин тогда считал, что в Москве нет настоящей литературной жизни, «ни одного журнала», только те, что «годны на помойку», да «из литераторов никого нет». На самом деле, конечно, реальность была иной. В Москве ра

Сам поэт не любил вспоминать тот период жизни. Из сельской местности под Рязанью он не сразу решился переехать в столицу — Петроград. Первым городом, который он отправился покорять, была Москва. Здесь отец Есенина работал приказчиком (управляющим) в купеческой мясной лавке. В возрасте 16 лет Сергей переехал к нему и стал в том же заведении младшим служащим — конторщиком. Вскоре начинающему поэту посчастливилось устроиться в книжное издательство, а затем — в типографию, где он получил должность подчитчика (помощника корректора). Уже через год Есенин работал корректором, много писал, выступал в литературном кружке и на поэтических вечерах. Но в письме близкому другу из деревни проскользнули строки: «Живётся мне тоже здесь незавидно. Думаю во что бы то ни стало удрать в Питер».

Есенин тогда считал, что в Москве нет настоящей литературной жизни, «ни одного журнала», только те, что «годны на помойку», да «из литераторов никого нет». На самом деле, конечно, реальность была иной. В Москве работали в то время Маяковский, Пастернак, Цветаева, Брюсов. Но Есенин не мог найти здесь своего места, заводил мало знакомств. У него не было ни плана действий, ни сформированного поэтического образа. В московский период поэт экспериментировал: подражал Блоку, Фету, писал агитационные стихи для пролетариев, интересовался символизмом. Это было время поиска направления, в котором он бы смог лучшим образом раскрыть свой талант.

Тем не менее, ещё находясь в Москве, Есенин принял осознанное решение выбрать деревенскую Русь основной темой своего творчества. Увлечение символизмом привело к желанию тщательно продумать и внешний облик. Есенин решил, что ему важно выглядеть поэтом-крестьянином. Он носил поддёвку — разновидность русского кафтана; рубашку, вышитую крестиком. Таким его запомнили современники. А ещё запомнили то, что для Есенина не было ценностей в жизни важнее его стихов.

Есенин в 1914 г.
Есенин в 1914 г.

Может быть, новый образ поэта-крестьянина и выглядел естественным, учитывая происхождение и внешность. Но всё же он был сформирован сознательно, с учетом невероятных амбиций Есенина, мечтавшего переехать в Питер, чтобы написать свою историю начисто.

С детства Есенин проявлял любознательность и особенно увлекался чтением. Способности его были незаурядными, а характер — неспокойным. Поэт рассказывал, что читать он начал в 5 лет, научился грамоте по настоянию деда.

Книга не была у нас совершенно исключительным и редким явлением, как во многих других избах. Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплетах,

— говорил Есенин. Он брал книги в школьной библиотеке, у священника в местной церкви и вообще доставал нечитанное при любой возможности. Это увлечение беспокоило его мать — сама будучи неграмотной, она просила Сергея бросить «свои книжки». Но Есенин, конечно, не мог.

В школе он учился лучше многих, а среди ребят был заводилой в играх и шалостях. Например, однажды подговорил одноклассников уйти с уроков, чтобы покататься по льду Оки. Вероятно, это была не единственная проделка: за озорство Есенина оставили на второй год в третьем классе Константиновского училища, куда он поступил в 9 лет. По окончании учёбы, тем не менее, вручили похвальный лист «за весьма хорошие успехи и отличное поведение» в течение последнего, выпускного года. В сентябре по решению семейного совета Есенин поступил в церковно-учительскую школу в селе Спас-Клепики под Рязанью.

Здесь он начал сознательно и вдумчиво создавать стихи, углубился в теорию стихосложения. Знания литературы давала школа. В 1912 году, согласно свидетельству, Есенин получил звание «учителя школы грамоты». Родственники хотели, чтобы он продолжил учиться педагогической профессии в Москве. Но поэта интересовали только стихи. Тем не менее, испытывая интерес к учёбе и уважение к отцу, чья жизнь из-за отсутствия образования складывалась нелегко, Есенин не оставил идеи поступить в университет. На втором году жизни в Москве он стал студентом государственного университета имени Шанявского, 1 курса историко-философского отделения. Есенин записывал лекции, по воспоминанием его возлюбленной Анны Изрядновой, «всё свободное время читал, жалованье тратил на книги, журналы».

В период московской юности Есенин предпринял попытку создать семью. С Анной Изрядновой он познакомился в типографии, где его будущая невеста работала корректором.

Сергей Есенин (второй слева в верхнем ряду) и Анна Изряднова (на первом плане) в группе работников типографии «Товарищества И. Д. Сытина», Москва
Сергей Есенин (второй слева в верхнем ряду) и Анна Изряднова (на первом плане) в группе работников типографии «Товарищества И. Д. Сытина», Москва
Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был. На нем был коричневый костюм, высокий накрахмаленный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив <...>. Был очень заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Настроение было у него угнетённое: он поэт, а никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать,

— вспоминала позднее Анна. С Есениным у них были общие интересы: иногда пара вместе посещала университетские лекции и литературный кружок. Но амбиции поэта не уместились в стены дома и узы брака. 21 декабря 1914 года у Есенина и Изрядновой родился сын. К тому времени они уже год жили вместе. Мальчика назвали Юрием. Есенин поначалу трепетно относился к роли отца, но энтузиазм его быстро потух. Уже 8 марта 1915 поэт оставил жену с маленьким Юрой, бросил университет — литературный кружок он к тому времени уже ровно месяц как покинул — и выехал поездом в Петербург.

Утром 9 марта прямо с вокзала Есенин отправился в дом к Александру Блоку, с которым даже не был знаком лично или по переписке. Блок в то время был в России поэтом первой величины, а для Есенина, по его поздним воспоминаниям, — «словно икона». Адрес удалось раздобыть в книжной лавке. Чтобы добиться встречи, Есенин передал две записки. В первой он вежливо попросил о разговоре по делу «очень важному», а во второй добавил: «Я поэт, приехал из деревни, прошу меня принять». Блок Есенина встретил сдержанно, но благосклонно. «Стихи свежие, чистые, голосистые», — оставил он комментарий на первой записке для своей памяти, а посетителю дал рекомендательное письмо к издателю М. П. Мурашеву. Позже, посетив его и поэта Сергея Городецкого, показав им свои стихи и получив одобрение, воодушевлённый Есенин совершил рейд по редакциям журналов и газет Петербурга и везде был восторженно принят. Литературная жизнь поэта в столице началась удачно.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал — впереди ещё много интересного.