"Объемы несопоставимые": Азербайджан отказался бороться с Россией за газовый рынок Европы.
Но экспорт в Европу с начала года увеличивается. На 20% по сравнению с прошлым годом.
Зампомощника секретаря Бюро энергетических ресурсов США Лаура Лохман встретилась в Баку с президентом Ильхамом Алиевым. Целью ее визита был зондаж "газовой альтернативы" России: способен ли Азербайджан заместить поставки российского голубого топлива в Европу?
Нет, не способен: объемы несопоставимые.
Россия в 2021 году продала в Европу 155 млрд кубометров газа. Тогда как закавказская страна со всеми мощностями способна выдать в лучшем случае 30 млрд кубов, не более. Из которых 8 млрд идет в Турцию. Оставшийся объем вряд ли может волновать Россию. Кроме того, наша страна в основном поставляет газ в Северную и Центральную Европу, а Азербайджан — разве что в южную часть континента.
Но что если Алиев захочет реализовать давно задуманный план — выступить транзитером для туркменского и иранского газа?
Тоже не выйдет. Иран — все еще под западными санкциями, и переговоры в Вене по возвращению к ядерной сделке безрезультатны. При этом между Ираном и Турцией уже есть готовый газопровод мощностью 23 млрд куб. м в год. И недавно сообщалось, что Иран увеличивает поставки газа в Турцию на 50%. То есть нужды в Азербайджане нет. Что касается туркменского газа, то основным партнером этой страны является Китай.
Конечно, Баку еще попытается поиграть в энергетические игры. В силу геополитической конъюнктуры он таким образом привлекает к себе внимание Запада. Кстати, точно так же ведет себя и Турция, рекламирующая перспективы возможной прокладки газопровода от Израиля к своим берегам.
Но это все издержки текущей политики, а вот что действительно интересно. Еще недавно, в 2017 году, Алиев заявлял, что его страна — "единственный новый энергетический источник для Европы на фоне роста ее потребности в газе". И что Азербайджан "обладает потенциалом на десятилетия".
Теперь же из Баку слышатся другие голоса. Так, на недавней конференции "Южный Кавказ: развитие и сотрудничество" Алиев говорил уже о том, что политика Баку в области энергетики "никогда не вызывала вопросов у Москвы" и что "у нас никогда и в мыслях не было конкурировать с Россией на газовом рынке Европы".
Причина названа старая — "объемы поставок несопоставимы". А времена и ситуация — новые.
Елена Панина РУССТРАТ