Мы производим горы мусора – это даже и доказывать не надо. Каждый видит это на примере своего города, улицы, да даже квартиры. В океане мы не живём, и вообще он очень от нас далёк, чуть не на Марсе. Но именно там то, что мы почти бездумно выбрасываем в мусорное ведро, копится, копится и копится. Особенно пластик.
Откуда мусор в океане? 80% мусора попадает в океан течениями рек с суши, с берегов морей, на которых отдыхают туристы. А это миллионы пластиковых бутылок, стаканов, пакетов. Остальные 20% — это отходы нефтяных буровых установок и судоходства; одних рыболовных сети скопилось более 700 тысяч тонн.
Самое большое мусорное пятно — Большое тихоокеанское. Оно не видно со спутника, так как это не куча и не гора, не настоящий остров. Пятно состоит из мелких частиц пластика, который образует мутный «суп». Площадь этого места, ставшего настоящим позором нашей планеты, уже превышает территорию Франции. Величайшая свалка уходит вглубь на 30 метров и тянется от Калифорнии до Гавайских островов на сотни километров. Примерная площадь - до 15 млн. кв. км. Более ста миллионов тонн мусора вмещает пятнышко. Его масса сейчас превышает массу мелких океанических животных - планктона - почти в семь раз.
Сейчас мусорный остров в Тихом океане, площадь которого каждые десять лет увеличивается в несколько раз, на 90 % состоит из полиэтилена. Это самая настоящая мертвая зона, крайне бедная жизнью. Зловонное место, где никогда не дует свежий ветер, не заходят корабли, старающиеся обойти его стороной.
Как пластик собирается в эти скопления? Благодаря течениям и ветру, которые закручивают мусор в воронку и затягивают к центру. И так хитро закручивают вода и ветер, что никуда эта гора не уплывает, а только растёт.
В чём опасность пластика в океане? Дело в том, что пластик не поддается разложению, однако со временем распадается на мелкие кусочки размером в пару миллиметров. Легкий пластик не тонет и плавает многие годы, привлекая рыб. Большое количество пластика оказывается в желудках морских птиц и животных: морских черепах, альбатросов. Они запутываются в мусоре, получая повреждения. Птицы кормят своих птенцов мелкими острыми гранулами, напоминающими икринки, что приводит к их гибели.
Некоторые из пластиковых веществ токсичны. Например, есть такое вещество бисфенол А. Его строение сходно с гормоном эстрадиолом, Его просто море в упаковочном материале. Он накапливается в рыбах. А рыба попадает на наш стол. Бисфенол близок к некоторым половым гормонам, как бы заменяет их. Итог: изменения яичников, матки, бесплодие. Доказано неблагоприятное влияние бисфенола на выработку серотонина – гормона счастья (статья). Вот вам и психические нарушения.
Плавая на поверхности воды, пластик закрывает солнечный свет. И пошла цепочка: крошечные водоросли худо фотосинтезируют, меньше становится всякой животной мелочи типа рачков, а ими питаются рыбы… Это называется пищевыми цепочками. Так и до нас доходит, например, через цены, которые растут (конечно, не только из-за загрязнений).
Пластик долго не распадается в воде. Морской мусор застревает в желудке, в результате чего животное не может больше есть и умирает от голода. Учёные прогнозируют, что к 2040 году 99,5% морских птиц будут потреблять в пищу пластик. Мелкими кусочками пластика, принимая их за икринки, птицы кормят своих детёнышей, что приводит к их скорой гибели.
Проблема решения проблемы. Вроде бы надо всем миром навалиться и проблему решить. (Ха, вы много знаете проблем, на которые бы наваливалось всё человечество и её бы решило? Пока нам ближе война и шопинг по бесчисленным магазинам за бесчисленными шмотками. Могу привести пример с ликвидацией оспы (статья). Ни одна из стран не берёт на себя ответственность за образование Большого тихоокеанского пятна, поэтому все отказываются что-либо делать. Другая проблема: как очищать? Мусор имеет небольшие размеры, его сложно выловить отдельно от мелких морских обитателей. Да и площадь пятна огромна.
Как из мусора строят деловые районы и курорты. Что ж нам делать, беднягам? Неужто всё так плохо? Поглядим, что за границей. Хотя за год жители России производят около 70 млн. тонн бытовых отходов, до нас экологические проблемы как-то особо не доходят; около 90% мусора просто гниет на свалках. Кое-где появились контейнеры для разделения мусора, строятся мусоросжигающие заводы. Но этого очень мало. Пока.
А вот в маленькой Японии вопрос переработки мусора всегда стоял остро: территория маловата, народу много. Что сделали японцы? Сперва начали бить в огромные барабаны, призывая проводить сортировку мусора. Приучили. В каждой японской семье обязательно сортируют мусор, хотя система сложная: в определенный день недели можно выбросить только один вид отходов, например, стекло или бумагу; не успел — жди следующего раза, иначе гнева и жалоб соседей не избежать.
Ещё круче: содержимое свалки стало сырьем для строительства искусственного острова Одайбо. Теперь это престижный район с развлекательным центром, зелеными зонами, ресторанами, офисами и гостиницами.
Инженеры и экологи из Сингапура разработали остров-полигон, который стал первой экологически чистой морской свалкой, где утилизируются все отходы сингапурского населения в 5,7 млн. человек. Сначала мусор превращают в пепел на заводах и доставляют на остров и засыпают в специальные ячейки. Чтобы предотвратить попадание отходов в воду, ячейки герметизируют с помощью тонкого слоя глины. На острове вообще нет запаха свалки, а сам он похож скорее на место для отдыха. Рядом с захоронениями отходов высадили мангровые заросли.
Ещё любопытный пример: в 2012 году французский предприниматель Э. Беккер планировал организовать туристический бизнес на острове Кот-д'Ивуар в Африке. В процессе осмотра территории он наткнулся на километры пластиковых отходов, плавающих вдоль побережья острова. Беккер решил выловить мусор, поместить его в брикеты и с помощью них построить плавучий остров-курорт L'ile Flottante. Теперь на пластиковых бутылках в количестве примерно 700 тыс. штук плавает мини-курорт с собственным отелем, баром, рестораном и двумя бассейнами. На острове установлены солнечные батареи, которые обеспечивают его энергией.
Так что не всё так плохо, сограждане. Всё зависит от нас. На этом говорю: «До встречи!». А за экологию – подпишитесь и лайкните.