Урок: русский язык
Тема: строчная буква т. Письмо слогов и слов
Цель: формирование умения писать строчную букву т
Задачи:
- формировать умение писать букву т, учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;
- развивать навыки самоконтроля и самооценки, развивать орфографическую зоркость, навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать;
- воспитывать интерес к учению, положительную мотивацию к процессу обучения.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. У меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на уроке письма, ведь мы с вами отправимся в путешествие по Букволандии.
Минутка чистописания
– Ребята, что нужно знать и помнить на каждом уроке письма?
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я примусь…
Работа над новым материалом.
– А какую букву мы сегодня научимся писать, вы догадайтесь сами, дополнив стихотворение словом-отгадкой.
Быть должны у нас в порядке
Ваши школьные… (тетрадки)
Чтобы было где писать –
В школе нам нужна … (тетрадь)
- Какой звук мы слышим в начале слова тетрадь и тетрадка? (звук [т’])
- Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? (согласный, глухой, мягкий)
- Произнесите твердый согласный звук [т]
- Какой буквой он обозначается? (Т)
- Мальчики, назовите слова с твёрдым согласным звуком [т], а девочки с мягким согласным звуком [т’]. (танк, туча), (телефон, тюлень)
- Ребята, в русском языке много слов с буквой Т? (Да)
- Как вы считаете, есть необходимость научиться писать эту букву? (Есть)
Совместное определение темы, целеполагание
- Какая тема нашего урока? (Письмо строчной буквы т)
- Чему мы должны научиться? (Учиться писать строчную букву т и соединять её с другими буквами)
- Как мы будем это делать? (узнаем, из каких элементов состоит буква т, научимся писать новую букву, писать её в соединении с другими буквами в слогах или сочетаниях, в словах)
Написание слов с буквой т
а) – Сегодня на уроке мы научимся писать строчную букву т. (пропись)
- Посмотрите на алгоритм написания буквы т и перечислите все элементы, необходимые для написания этой буквы.
- На что мы обращаем внимание при написании буквы т?
б) – Письмо «в воздухе»
- Ставим ручку на верхнюю линейку рабочей строки; опускаемся по наклонной линии; поднимаемся по наклонной и, не доходя 1/3 сверху «бугорком» уходим вправо вверх; коснувшись линеечки, разворачиваем ручку и по наклонной с 1/3 сверху вписываем «бугорок»; опускаемся по наклонной вниз, выполняем «качалочку» и поднимаемся по крючку до середины.
- Пишем букву т до конца строчки, проговаривая раз-и-два-и-три-и
-Оцените свою работу. Обведите самую аккуратную и красивую букву.
- Какая это будет буква по счёту? (Первая буква)
- Чему мы сейчас учились? (Мы учились писать строчную букву т)
Физкультминутка
Учитель говорит слова:
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Упражнение в написании буквы т и её соединений с другими буквами тв, тл, та, тут
- Прочитайте слово на следующей строчке. (тут)
- А сейчас прочитайте его справа налево. Оно читается одинаково. Такие слова мы будем называть слова – перевёртыши. А кто ещё знает такие слова? Назовите их (боб, кок, как, заказ, шалаш)
- А сейчас запишите слово по точкам, а потом самостоятельно до конца строки. Пишем красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
- Какие трудности при написании вам встретились?
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот моя семья!
Пальчики к письму готовы?
Мы работать будем снова?
- Читаем слова в последней строчке в прописи
- Мы разделим эти слова на слоги и поставим ударение.
- Напишите слова самостоятельно, глядя на образец, соблюдая условия грамотного письма
- Оцените свою работу. Сравните с образцом.
- Какие трудности при написании вам встретились?
- Чему мы сейчас учились? (Учились писать букву т в словах)
Итог урока
Труд всегда побеждает.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Любую трудность можно преодолеть, если не будешь лениться)
- Какую победу мы одержали сегодня на уроке? (Научились писать букву т, слова с буквой)
- Какие трудности испытали в написании буквы, слогов, слов?
- На это урок окончен. Приведите рабочие места в порядок, можете выйти на перемену.