Найти в Дзене
Tov Rey

Фотография: Интенсификация проявления пленки

К перепроявлению прибегают обычно только при работе с высокочувствительными пленками с целью повысить их реальную чувствительность. Перепроявление есть не что иное, как увеличение длительности проявления черно-белых и цветных негативных пленок так же, как цветных обращаемых пленок (в последнем случае увеличивается время первого проявления).

В результате перепроявления увеличивается зернистость, происходит некоторый сдвиг тональностей, а в случае слайдов наблюдается потеря контраста и насыщенности цвета. Режимы съемки и обработки, рекомендуемые фирмой-изготовителем, подобраны с учетом получения оптимального качества изображения с точки зрения как разрешения деталей, так и контраста, обе эти характеристики зависят от длительности проявления. Перепроявление оправдано в тех случаях, когда можно пойти на повышение зернистости и поступиться мелкими деталями изображения. Иногда такое решение оказывается даже эффективным, например, при съемке сцен в тумане или в дымке, при недостаточном освещении, когда речь идёт не о каком-то шедевре, а снимке вообще. При малоконтрастном сюжете удается получить достаточную плотность в области средних тональностей. И тени, и света будут по-прежнему без деталей, возможно, даже в большей степени, чем при стандартной обработке. Таким образом, повышение реальной чувствительности достигается в области средних тональностей, так что подобный прием является полезным для объектов с короткой шкалой тонов (малоконтрастных). Техника "запроявления" - это перепроявление, доведенное до предела. Длительность проявления при этом увеличивается втрое по сравнению с нормальной. Если определенная тональность сдвигается при экспозиции на три ступени вниз по характеристической кривой, а затем в процессе псрепроявления возвращается на свое место, то достигаемый эффект "вытягивания" равнозначен повышению чувствительности пленки с 400 АСА до 3200 АСА.

-2

Если бы зависимость степени почернения от экспозиции была на самом деле пропорциональной, то повышение плотности достигалось бы для всех тональностей объекта. В действительности же экспозиция в тенях обычно оказывается недостаточной, чтобы за счет перепроявления удалось получить хоть какую-то дополнительную плотность в этих участках; в то же время зернистость в области средних тональностей заметно возрастает. Техникой перепроявления (с целью повышения чувствительности не более чем вдвое - на одну ступень) пользовались задолго до того, как возник сам этот термин. Эта техника была вполне пригодна для сюжетов, лишенных характерных деталей в тенях. Более существенное повышение чувствительности достигается слишком дорогой ценой - потерей качества изображения.

-3

Те же самые соображения, и даже в большей степени, вполне применимы к цветным снимкам. Поскольку, однако, в этом случае приходится учитывать не только тональности, но и цвет, проигрыш в качестве может оказаться куда более существенным. Сложность заключается в том, что на любое отклонение от нормального режима проявления каждый светочувствительный слой реагирует по-разному: один слой может вести себя обычным образом, другой будет реагировать с некоторой задержкой. Поэтому результаты в значительной степени оказываются непредсказуемыми. Некоторым утешением может служить тот факт, что при слабом освещении глаз воспринимает цвет искаженно, и, следовательно, с искажением цветов на снимке можно примириться.

-4

Наука
7 млн интересуются