Урок: математика
Тема: составление и решение задач на нахождение остатка
Цель: формирование умения составлять и решать задачи на нахождение остатка
Задачи:
- сформировать понятие «задача». совершенствовать знания обучающихся о составляющих элементах задачи;
- познакомить с терминами, связанными с понятием «задача»: «условие», «данные», «вопрос», что значит « решить задачу»;
- воспитывать интерес к математике; коммуникативные навыки общения для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка
Ход урока
Организационный момент
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. К нам на урок заглянуло солнышко. Давайте вытянем вперед руки, чтоб получить то тепло, которой оно нам принесло. А теперь повернитесь к соседу по парте, и поделись с ним этим теплом. А теперь давайте пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные
Мы – внимательные, мы – старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится
- Ребята, сегодня урок математики мы проведем необычно. Сегодня мы пойдём на экскурсию в лес, но это будет не простая экскурсия, а математическая.
- Скажите, а какое сейчас время года? (зима).
- Какие изменения произошли в природе с приходом зимы? Многие птицы улетели на юг, но некоторые остались в городе.
- Как мы с вами помогаем птичкам пережить зиму.
- А кто мне скажет какое сегодня число?
- А какой день недели? А сейчас я хочу посмотреть, все ли дети могут отправиться с нами в путешествие.
Минутка чистописания
Отгадайте загадку:
Не лает, не кусает. А из класса в класс не пускает.
Что это за цифра? Правильно это 2.
- Откройте тетради и пропишите эту цифру. Подчеркните наиболее красивые цифры. Молодцы, все справились с заданием. Я думаю, что мы будем получать только хорошие оценки.
Устный счёт
Чтобы войти в сказочный лес, мы должны показать царю леса, как хорошо научились считать устно. Угадайте, кто принёс нам первое задание:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост-краса,
А зовут её….
а) Задание на внимательность
Росло 2 вербы, на каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?
На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок?
Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов осталось?
б) Назовите число, которое следует за числом 1, 2.
в) Перед числом 3, 2.
- Как вы думаете, что можно сделать с этими числами (поставить в порядке возрастания или убывания).
- Поставьте числа в порядке возрастания. Что у нас получилось (натуральный ряд чисел). Физкультминутка (гимнастика для глаз)
Актуализация знаний
Молодцы. А царь леса даёт вам ещё одно задание. Выполните его и скажите какова тема нашего урока.
Как вы думаете, а чему же мы должны сегодня научиться на уроке?
А что такое задача?
Я прочитаю вам несколько текстов, определите, где будет задача?
Работа по учебнику: стр. 80, № 73
-Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
Физкультминутка
Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимем,
Потом разведём.
И очень глубоко
Всей грудью вдохнём.
Работа у доски
Решите задачу в тетрадях(1 человек работает у доски)
Стр. 82, № 80
Итак, с чем мы с вами сейчас познакомились? А зачем нам это надо?
Повторение
- Каким действием решали задачу? (Вычитанием).
- Что мы находили вычитанием? (Находили, что осталось, остаток). Повторите еще раз.
- Как же тогда можно назвать задачи, которые содержат в вопросе слова «Сколько осталось…?» и решаются вычитанием? (Задачи на нахождение остатка)
Вывод: задачи, содержащие вопрос – Сколько осталось…? называются задачами на нахождение остатка. В задачах на нахождение остатка выбор действия: «осталось» стало меньше, ищем часть, – надо вычесть.
А что мы ещё будем делать, чтобы хорошо научиться считать (решать примеры).
Ребята, лесные звери запасают себе корм на зиму.
К нам в гости пришла кто, угадайте.
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
(Белка)
Белочка просит нас помочь ей сделать запас, а для этого нам надо решить примеры (решение примеров у доски)
Молодцы. Помогли белочке.
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?(Задачи на нахождение остатка)
- Какой вопрос содержат задачи данного вида?
- Каким действием решаются задачи на нахождение остатка?
- Ребята, а для чего нам нужно уметь решать задачи?
- Где это может нам пригодиться в жизни?