Найти тему

Тест № 32 . КИМ ЕГЭ. Задание 27. Сочинение с использованием КЛИШЕ по тексту Д.А.Гранина (о гениальности).

Что такое гениальность? Думаю, эта тема интересует многих. Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент. Кто становится гением? Какова вообще природа гениальности?. Д.А.Гранин, автор текста, размышляя над этими вопросами, обращается к «Маленьким трагедиям» ( «Моцарт и Сальери») А.С.Пушкина, где сущность гениальности раскрывается одним из великих поэтов России на примере взаимоотношений двух композиторов - Сальери и Моцарта. Д.А.Гранин, следуя за Пушкиным, рассматривает характеры служителей гармонии, исследует их отношение к творчеству.

Может ли гениальность сочетаться со злым нравом, завистью, даже с преступлением? Возможно ли человеку «достичь упорным трудом, силой своего разума того, что считается божественным даром?» Таковы проблемы, над которыми задумывается автор текста, исследуя произведение Пушкина. В качестве примера Д.А.Гранин обращается к образу Сальери. Композитор долго обучался музыке у лучших мастеров. Он многого достиг своим трудом и стал известен публике. Для него искусство – это упорный труд. По характеру он скрытен и необщителен. Судьба его столкнула с Моцартом, и в Сальери разгорелась зависть. Он осуждает «гуляку праздного», замышляет его отравить. Приведенный автором пример раскрывает характер Сальери, как человека, не наделенного особым даром.

Далее автор обращает внимание читателя на другой, противоположный характер. Моцарт совсем иной. «Гениальность дана ему от природы». Она соединена с его светлой личностью, с его добротой, доверчивостью, щедростью. Моцарт восторжен и не завистлив. Он творит свободно и легко, не будучи одержим потребностью стать творцом, ибо таким уже родился. На примере Моцарта автор показывает нелепость идеи Сальери , который стремится добиться гениальности упорным трудом. Гениальность либо есть, либо ее нет, а усилием можно достигнуть только мастерства. Таким образом, автор показывает разницу между гением и не гением, характеризуя Моцарта и Сальери, сопоставляя их. Последний критерий различия подлинного гения от не гения – это нравственное испытание, которого Сальери не выдержал, показав темную сторону своей натуры, так как он отравил Моцарта..

Так в произведении Д.А.Гранина доказывается мысль, что именно нравственное начало становится пробой гения. «И человечество отбирает лишь тех, кто несет это нравственное начало».

Я полностью разделяю позицию автора, подтвердившего мысль Пушкина о природе гениальности, которая является божественным даром. Она соединена с нравственным совершенством личности и проявляется не только в творениях гения, но и в его личности и сочетает в себе природную гениальность таланта с чистотой и красотой его души.