Найти в Дзене
Словодел

Экономист Масленников описал жизнь россиян в случае технического дефолта

На этой неделе США запретили России обслуживать внешний долг. Минфин США отказался продлевать лицензию, разрешавшую западным инвесторам получать долговые платежи по суверенным облигациям России. Насколько это решение грозит объявлением технического дефолта России, в комментарии для «Слово и Дело» рассказал экономист Никита Масленников.

Минфин США прекратил действие лицензии, позволявшей России обслуживать внешний госдолг в валюте в условиях санкций. Без этой лицензии Минфин России не сможет довести деньги до любых держателей его международных облигаций, если бумаги номинированы в долларах США.

Эта ситуация вновь вызывает обсуждения о возможности объявления дефолта России. Министр финансов Антон Силуанов отмечает, что Запад сознательно ставит Москве препоны, провоцируя искусственный дефолт. При этом глава министерства отмечает, что нынешняя ситуация не имеет ничего общего с ситуацией 1998 года, когда России не хватало средств на погашение своих долгов: деньги в стране есть, и готовность платить тоже присутствует.

Таким образом, США намеренно ставят Россию в условия невозможности платить по собственным долгам. Насколько велика вероятность объявления технического дефолта России? Экономист и руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников в комментарии для «Слово и Дело» отметил, что если дефолт все-таки будет объявлен, в ближайшей перспективе россияне не почувствуют никаких изменений в качестве жизни. Более того, с юридической точки зрения у России есть возможность избежать такого сценария.

«По большому счету, ничего не изменится. Потому что пока мы не намерены размещать новые облигации. Сейчас депутаты принимают закон, который позволяет финансировать дефицит напрямую из Фонда национального благосостояния. С этой точки зрения здесь не будет прямых негативных последствий. Это неприятная конечно вещь, но здесь и сейчас, немедленно, последствия будут весьма незначительные на мой взгляд», — отмечает эксперт.

Экономист Масленников также отметил, что в случае, если с российской стороны не поступает платежа, могут объявить России технический дефолт, однако все не так однозначно. Во многих юридических документах, связанных с размещением российских бондов, номинированных в долларах, есть оговорка, что в случае форс-мажорных обстоятельств возможны и платежи в других валютах. Формально, это дает возможность платить в рублях, поскольку рубль – это конвертируемая валюта, в этом смысле нет никаких ограничений, кроме воли американских чиновников.

-2

Именно поэтому Минфин России взял определенную паузу, чтобы найти механизмы осуществления платежей в рублях. По словам экономиста, Россия сможет предложить механизм последующей конвертации платежей.

«Мы можем юридически доказать, что имеем полное право платить в рублях, потому что возникли форс-мажорные обстоятельства. Мы готовы платить, но уже приняты решения, не нами, ограничивающие наши возможности управлять собственным внешним государственным долгом. Естественно, факт технического дефолта мы не признаем, потому что он не является следствием нашей неплатежеспособности. Это внешние обстоятельства, которые нам навязывают. Наконец, нельзя исключать обращение наших финансовых властей в международные суды с тем, чтобы это каким-то образом было решено. Это долгий путь, но это по крайней мере дает основания международным инвесторам достаточно спокойной отнестись к этой ситуации, не впадая в безудержную панику», — отмечает эксперт.

Экономист Никита Масленников, как и министр финансов Антон Силуанов, подчеркивает: если России будет объявлен дефолт, это не приведет к катастрофическим последтвиям для нашей страны и народа – как это было в 1998 году. Он отмечает, что слово «дефолт» - одно, но ничего общего с дефолтом 1998 года в этой ситуации нет. Нынешний возможный дефолт имеет совершенно другу природу. Он вызван не финансовым положением и не нашими экономическими возможностями – только политическими решениями американских властей.