Найти в Дзене

Бизнес и финансовые показатели

Каждый собственник хочет понимать как работает его бизнес, стоит ли наращивать объемы или лучше выйти из бизнеса и продать его. Рассмотрим три основных финансовых показателя:

1. Точка безубыточности.

Точка безубыточности (ВЕР) - это объем продаж, при котором организация не получает ни прибыли, ни убытков. Точка безубыточности определяется как в натуральном, так и в денежном выражении. Определение точки безубыточности позволяет определить, какой должен быть минимально возможный объем продаж. Если продажи ниже этой точки, то у организации будут убытки, если выше - прибыль.

Расчет точки безубыточности нужен для решения следующих вопросов:

  • можно ли увеличить расходы, чтобы не получить убыток от деятельности (например: возможно ли купить новое оборудование)
  • можно ли уменьшит доходы, чтобы опять же не получить убыток (например: можно ли дать покупателю скидку)
  • какой объем товара следует продать, чтобы получить заданный уровень прибыли.

Как же определить Точку безубыточности (ВЕР):

1. ВЕР в натуральном выражении = Постоянные расходы/(Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицу продукции);

2. ВЕР в денежном выражении = ВЕР в натуральном выражении * Цена единицы продукции.

В бухгалтерском учете информацию для расчет данного показателя нужно брать со счетов 20-29,44,90.

2. Маржинальный доход

Маржинальный доход - это разница между выручкой от реализации и переменными расходами. Переменные расходы - это та часть переменных затрат, которая не капитализировалась в стоимость запасов, а вошла в состав себестоимости продаж.

Расчет маржинального дохода позволяет понять какой максимальный уровень постоянных расходов, компания может себе позволить.

Если показатель маржинального дохода меньше нуля, то не покрываются даже расходы на производство. Каждая производственная единица продукции увеличивает убытки. В данной ситуации не поможет ни грамотные управленцы, ни реклама. Нужно либо пересмотреть производственный процесс, либо переключиться на другую продукцию.

Если показатель маржинального дохода выше нужно наращивать объем продаж. Каждая реализованная единица продукции будет приносить прибыль, которую уже можно будет потратить на управленцев и маркетинг.

Для правильного определения маржинального дохода в бухгалтерском учете нужно:

  • взять аналитику по счетам 20-29,44;
  • разделить затраты на постоянные и переменные;
  • пересчитать себестоимость продаж (счет 90.2), вычесть из нее постоянные расходы;
  • вычесть эту сумму из выручки.

3. Запас финансовой прочности

Запас финансовой прочности (ЗПФ) - показатель, который тесно связан с точкой безубыточности. Данный показатель позволит увидеть какое снижение выручки бизнес способен выдержать при текущем размере постоянных расходов.

В финансовом анализе считается, что запас финансовой прочности должен быть не менее 50 процентов. Очень высок риск банкротства при величине данного показателя менее 20 процентов. Решением в данной ситуации будет снижение постоянных расходов. Никаких кредитов, они не спасут ситуацию.

Рассчитываем данный показатель так:

ЗПФ = (Выручка - ВЕР в денежном выражении)*100% / Выручка.