Найти тему
Гильдия

Должен ли художник обложки прочитать книгу?

(Ответная реплика дизайнера Никиты Вознесенского на заметку Трофима Попова.)

Этот вопрос напоминает пограничный конфликт. Люди слова (редакторы и авторы), оформители и маркетологи (те, кто книгу продают) могут спорить тут вечно.

И каждый отчасти прав. Важно провести границы: где кончается правота одного и начинается правота другого.

Должно ли следовать оформление обложки за содержанием книги? Несомненно.

Будут ли эти пути следования очевидны для человека литературного, автора или редактора? Необязательно.

Должен ли график, оформляющий обложку, предварительно прочитать произведение? Необязательно.

Во-первых, ему за это не заплатят (а редактору и корректору заплатят).

Во-вторых, художник как человек, который мыслит зрительными образами, необязательно даже поймет, о чем эта книга. А если поймет, то как глубоко?

В-третьих, когда за обложку берется автор книги (такое, к сожалению, бывает), выходит некрасивая, понятная только автору, литературщина. Мало знать содержание книги!

От графика (помимо технического мастерства) надо требовать не проникновения внутрь текста, а зрительного опыта, как общекультурного, так и специального, «обложечного».

Наивная идея, что надо прочитать книгу, прежде чем «сочинять» для нее обложку, пришла из среды иллюстраторов. Те, действительно, читают книгу целиком перед тем, как ее иллюстрировать. Но на изготовление серии иллюстраций часто уходит столько же времени, сколько у автора на написание текста. Выдающихся иллюстраторов называют соавторами писателя. Это совсем другая работа.

Обе  обложки неудачны из-за доминирующих иллюстраций. Обложка — это плакат, а  не лист с иллюстрацией. Даже работа знаменитого иллюстратора, не  обладая композицией обложки, будет выглядеть неубедительно. Слева —  обложка В. Фаворского (1954), справа — типичная коммерческая поделка  начала девяностых
Обе обложки неудачны из-за доминирующих иллюстраций. Обложка — это плакат, а не лист с иллюстрацией. Даже работа знаменитого иллюстратора, не обладая композицией обложки, будет выглядеть неубедительно. Слева — обложка В. Фаворского (1954), справа — типичная коммерческая поделка начала девяностых

В чем же особенность работы графика, который делает только обложку?

Хорошо, когда это человек внешний не только по отношению к тексту, но и к издательству вообще. Хорошо, когда обложку делает не сотрудник, трепетно оформляющий достойный текст, а посредник, говорящий на одном визуальном языке с аудиторией книги.

Обложки  старой и новой школы. У современной молодежи вкусы прямо противоположны  предыдущему поколению. На смену глянцевым многокрасочным переплетам  пришли обложки, оформленные минималистично, с вызовом, без заигрывания с  широким читателем. Частенько обложки новой школы непрактично белые, из  приятной на ощупь бумаги, без покрытия защитной пленкой. Слева — обложка  Андрея Бондаренко (Ad Marginem, 2013), справа — обложка Максима  Балабина (Individuum, 2020)
Обложки старой и новой школы. У современной молодежи вкусы прямо противоположны предыдущему поколению. На смену глянцевым многокрасочным переплетам пришли обложки, оформленные минималистично, с вызовом, без заигрывания с широким читателем. Частенько обложки новой школы непрактично белые, из приятной на ощупь бумаги, без покрытия защитной пленкой. Слева — обложка Андрея Бондаренко (Ad Marginem, 2013), справа — обложка Максима Балабина (Individuum, 2020)

Бегло просмотрев верстку, почерпнув из аннотации или даже заглавия нужный образ, художник обложки изобразит его так и таким образом, чтобы привлечь «своего» покупателя среди толп, гуляющих по магазину.

В этом смысле, создание обложки — скорее часть рекламной кампании, нежели оформление рукописи.

Одна и та же книга в суперобложке и без нее (Студия Артемия Лебедева, 2018)
Одна и та же книга в суперобложке и без нее (Студия Артемия Лебедева, 2018)

Еще хорошо, когда обложку можно снять с книги. То есть, когда это суперобложка. Под ней мы обнаружим переплет или приклеенную обложку, оформленные в менее рекламном духе. Так, будучи купленной, книга сможет украсить книжный шкаф покупателя. И это тоже может быть частью «рекламной кампании». Разве не хочется иметь дома только красивые книги?