Представьте, что у вас есть 30 000 р. На что бы вы их потратили?
Как насчет того, чтобы просто положить их на улице? Вдруг кто заберет.
Ведь именно так и выходит, когда мы несем эти денежки авторам курсов ЕГЭ, где не ставят базу. Мы отдаем деньги и не получаем результат.
База - это элементарные знания русского языка. Например, что такое существительное или чем оно отличается от подлежащего. Простые вопросы. А на них (и подобных им) держится морфология и синтаксис - 85% теста ЕГЭ.
Когда у ученика нет базы, он не сможет качественно и предсказуемо работать с тестом ЕГЭ. Зато приобретет иллюзию знания - очень опасное явление.
Как это работает
Я говорю: "Президент имеет ряд прерогатив при управлении страной".
Запомните еще, окей?
А через три месяца, когда я попрошу ее повторить, повторите. Какова задача?
Если человек не знает, что такое прерогатива, он составит это предложение примерно так: "Президент управляет страной".
Надеюсь, вы чувствуете разницу? Хотя слова почти такие же, суть совсем другая.
А что произошло? Память отвергла непонятное.
Отвергла слово "прерогатива". Мозг его игнорирует и строит совершенно иную по смыслу фразу.
И это была простая фраза, а как вам такое:
"При стыке двух подчинительных союзов запятая между ними ставится, если после придаточной части (или всех частей, зависимых от этой придаточной) не следует вторая часть двойного союза "то", "так" или "но".
Если ученик не понимает, что такое:
- подчинительный союз
- придаточное
- последовательное соподчинение
- двойные союзы...
... он просто забудет половину озвученного правила, исказит его, запомнит неверно и в итоге - не сможет применить!
А ведь он за него заплатил.
Реальный кейс из моей практики
В мае прошлого года ко мне обратились ребята, которые проходили курсы в разных онлайн-школах (называть не буду из соображений этики). У некоторых был уже неплохой уровень. Но у большей части учеников, которые уверяли меня, что им нужна только тренировка, а правила они и так все знают, оказались серьезнейшие пробелы именно в базе.
Выяснилось это внезапно.
Я не могла понять, почему они рассказывают наизусть заученное правило о постановке запятой на стыке союзов, но, когда дело доходит до практики, не могут решить элементарные задания.
Решаем, нужно ли ставить запятую на месте вопроса:
В то утро решил уехать, но (?) когда меня попросили остаться, я остался.
Девочка говорит, что запятая стоит (на самом деле она там не нужна).
— Почему? — спрашиваю я (я всегда задаю этот вопрос, без него невозможно проверить алгоритм, но об этом напишу в другой раз).
— Потому что есть ТО, — говорит она.
Поясню: в этом месте действительно может НЕ стоять запятая, если после придаточной части стоит соотносительное слово ТО. Но здесь нет этого соотносительного слова. Здесь есть указательное местоимение ТО (то утро), которое никак не влияет на постановку запятой.
Я уточняю:
— ТО должно стоять после придаточной части, а у тебя оно стоит в начале предложения стоит в начале предложения...
— А что такое придаточное???
15 мая. ЕГЭ через 2 недели, а ученик, который прошел два вида разных курса в популярных онлайн-школах, не знает, что такое придаточное. А это основа основ.
В этот момент я понимаю, что работать со стыком союзов сейчас - преступление против ее баллов. Ведь она не знает базу. Базу синтаксиса, на которую приходится 45% ЕГЭ по русскому.
Просто вдумайтесь — она заплатила за эти знания. За знания, которые не может использовать. Да, дорогая машина — приятная покупка, но что если вы не умеете водить?
Что с этим делать
Осталось 2 недели. А у нас нет базы. Что делать? Мы просто начали все заново. Обидно было лишь за потерянные время (ведь с сентября по май они тоже учились) и деньги (учились не бесплатно).
Если вы не можете обратиться к специалисту, который работает с базой, вот что можно делать вам:
- всегда начинайте с базы
- честно ответьте себе, действительно ли вы знаете и понимаете базовую теорию
- не тратьте деньги на курсы (и репетиторов), где не работают с базой, или попросите начать с базы
- попросите школьного учителя идти не по программе и не нарешивать тест ЕГЭ, а просканировать вашу базу и, если нужно, начать все заново (даже если вы заканчиваете 11 класс)
- возьмите в библиотеке учебники по русскому языку с 5 по 9 класс и штудируйте их самостоятельно
- не занимайтесь по пособиям ЕГЭ!!! На этом этапе только учебники, потом можно и пособия.