Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

История искусства. Искусство неолита.

Оглавление

Около 9000 года до н.э. лед, покрывавший большую часть северной Европы в период палеолита, начал таять по мере того, как климат становился более теплее. Уровень моря поднялся более чем на 100 метров, отделив Англию от континентальной Европы, а Испанию - от Африки.

Палеолит уступил место переходному периоду, мезолиту, а затем, через несколько тысяч лет, в разных частях земного шара, наступила новая эпоха, неолит. Люди начали одомашнивать животных, выращивать растения, и селиться в постоянных жилищах. Обеспечив себя продовольствием, многие группы превратились из охотников в скотоводов, фермеров и, наконец, в горожан.

Переход к неолиту произошел сначала на Ближнем Востоке.

Искусство неолитического Ближнего Востока

Остатки древнейших известных оседлых общин были найдены в травянистых предгорьях гор Антилебанон, Тавр и Загрос на территории современной Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Виды местных растений, таких как дикая пшеница и ячмень, были в изобилии, как и стада животных (коз, овец и свиней), которые можно было одомашнить.

Когда сельская фермерская жизнь была здесь хорошо развита, некоторые поселенцы, привлеченные большим плодородием почвы и, возможно, также необходимостью найти больше земли для своего быстро растущего населения, переселились в долины и дельты рек Тигр и Евфрат.

В дополнение к земледелию новые оседлые общества эпохи неолита зародили ткачество, металлообработку, гончарное дело, а также письменность (на глиняных табличках). Вскоре эти нововведения с поразительной скоростью распространились по всему Ближнему Востоку.

И именно в это время стали развиваться новое искусство, примеры которого мы сейчас рассмотрим.

Айн-Гхасал.

-2

Недалеко от Аммана, Иордания, при строительстве шоссе в 1974 году было обнаружено одно важное неолитическое поселение в древней Палестине на месте, заселенное примерно к 7200 году до нашей эры.

Наиболее поразительными находками в Айн-Гхасале являются два тайника, содержащие три дюжины гипсовых статуэток и бюстов, некоторые с двумя головами, датируемые примерно 6500 годом до нашей эры. Скульптуры, по-видимому, имели ритуальный характер. Фигуры были вылеплены из белого гипса, который был нанесен поверх сердцевины из тростника и бечевки. Творцы данных скульптур использовали черный битум, похожее на смолу вещество, чтобы очертить зрачки глаз. На некоторых более поздних фигурах художники добавили одежду.

По своим размерам (до метра в высоту) и сложной технике статуэтки и бюсты Айн-Газель отличаются от палеолитических статуэток балее детальным отношением к человеку. Они знаменуют начало монументальной скульптуры на Ближнем Востоке.

Чатал-Хююк.

 Графическая реконструкция Чатал-Хююка
Графическая реконструкция Чатал-Хююка

Раскопки в Гаджиларе, Чатал-Хююке и других местах показали, что Анатолийское плато было местом расцвета неолитической культуры между 7000 и 5000 годами до нашей эры. Двенадцать зданий, расположенных как-бы этажно, раскопанных в Чатал-Хююке в период с 1961 по 1965 год, были датированы периодом между 6500 и 5700 годами до нашей эры. И на каждом из этих зданий можно проследить эволюцию неолитической культуры за 800-летний период.

Чатал-Хююк, по-видимому, был одним из первых городов на Земле. Общий вид его наводит на мысль, что город был построен по какой-то заранее определенной схеме. Особенностью города является полное отсутствие улиц. Дома, примыкая друг к другу, не имеют дверей. Отверстия в крышах обеспечивали доступ во внутренние помещения, а также служили дымоходами. Каким бы непрактичным это все не казалась сегодня, подобного рода строение давало некоторые преимущества. Совмещенные здания были более устойчивыми, чем отдельно стоящие сооружения, а также образовывали своеобразную оборонительную стену по периметру. Если врагам удавалось пробить внешнюю стену, они оказывались не внутри города, а над домами, где на крыше их ждали защитники.

Дома, построенные из сырцового кирпича, укрепленного прочными деревянными каркасами, различались по размерам, но повторяли один и тот же основной план. Стены и полы были оштукатурены и покрашены, а платформы вдоль стен служили местами для сна, работы и приема пищи. Мертвых хоронили под теми же платформами. Некоторые из домов города были весьма красочно оформлены. Археологи назвали эти дома святилищами. Их количество говорит о том, что они играли важную роль в жизни жителей Чатал-Хююка.

Святилища отличаются от жилых построек большим богатством их внутреннего убранства, которое состояло из настенных росписей, гипсовых рельефов, голов животных и бычьих черепов. Бычьи рога, которые широко считаются символами мужской силы, являются наиболее распространенным мотивом в этих комнатах. В некоторых случаях они выставлены рядом с гипсовыми грудями, символами женского плодородия, выступающими из стен.

Хотя животноводство было хорошо развито, охота продолжала играть важную роль в ранненеолитической экономике Чатал-Хююка. Важность охоты как источника пищи отражена также в настенных росписях. Однако по стилю и концепции они сильно отличаются от настенных росписей, созданных охотниками периода палеолита. Наиболее поразительно новым является регулярное появление человеческой фигуры — не только поодиночке, но и в больших, сплоченных группах с широким разнообразием поз, и декораций.

Люди были редкими персонажами в наскальных рисунках эпохи палеолита. В неолитических картинах центральное место занимают человеческие темы и проблемы, а также сцены действия, в которых люди доминируют над животными.

-4

Богатые находки в Чатал-Хююке создают впечатление процветающего и хорошо организованного общества, которое практиковало большое разнообразие искусств и ремесел. В дополнение к живописи и скульптуре были хорошо развиты ткачество и гончарное дело, и даже техника выплавки свинца в небольших количествах была известна до 6000 года до нашей эры. Переход к сельскохозяйственной экономике, по-видимому, был завершен примерно к 5700 году до нашей эры.

Искусство неолетической Западной Европы

В Западной Европе, где изобилуют палеолитические рисунки и скульптуры, не было найдено ни одного сравнительно развитого города времен Раннего Неолита. Однако в последующие тысячелетия, возможно, уже в 4000 году до н.э., местное неолитическое население в нескольких районах разработало монументальную архитектуру с использованием массивных грубо обработанных камней. Сами размеры камней, побудили историков назвать их мегалитами (большими камнями) и обозначить неолитическую архитектуру, использующую мегалиты, как мегалитическую.

Ньюгрейндж.

 Это - один из самых впечатляющих мегалитических памятников в Европе, а также один из старейших.
Это - один из самых впечатляющих мегалитических памятников в Европе, а также один из старейших.

Мегалитическая гробница в Ньюгрейндж в Ирландии, к северу от Дублина, возможно, была построена еще в 3200 году до нашей эры и является одним из старейших погребальных памятников в Европе. Она имеет форму проходной могилы, то есть гробницы с длинным каменным коридором, ведущим в погребальную камеру, покрытую большим курганом. Проходные захоронения были найдены также в Англии, Франции, Испании и Скандинавии. Все это свидетельствует о важности почитания умерших в неолитическом обществе. Некоторые курганы содержат более одной проходной могилы.

В Ньюгрейндж огромные мегалиты образуют потолок прохода и погребальной камеры. Камни удерживаются на месте своим собственным весом, а те, что находятся с одной стороны, противостоят весу мегалитов на другой стороне прохода. Некоторые камни украшены вырезанными спиралями. Особенностью гробницы Ньюгрейндж является то, что во время зимнего солнцестояния солнце освещает проход и погребальную камеру.

Стоунхендж.

 Самым известным мегалитическим памятником в Европе является Стоунхендж на равнине Солсбери на юге Англии.
Самым известным мегалитическим памятником в Европе является Стоунхендж на равнине Солсбери на юге Англии.

Стоунхендж представляет собой комплекс грубо обработанных сарсеновых камней (разновидность песчаника) и более мелких “голубых камней” (различных вулканических пород), построенных в несколько этапов на протяжении сотен лет. Внешнее кольцо, почти 30 метров в диаметре, состоит из огромных сарсеновых мегалитов. Внутри находится кольцо из "голубых камней", которые, в свою очередь, окружают подкову (открытый конец обращен на восток) из трилитонов (трехкаменных конструкций).

Стоунхендж, по-видимому, был своего рода астрономической обсерваторией и удивительно точным солнечным календарем.

Мегалитические гробницы, храмы и пещеры Европы являются непреходящим свидетельством быстро развивающихся интеллектуальных способностей людей эпохи неолита, а также их способности к героическим физическим усилиям.

Автор - Владимир Зырянов, читайте его на pabliko

#зыряновкат