Найти в Дзене
Изучаю людей

Может - но не говорит

Петя, скажи как я - мама! вода! Петя понимает что от него хотят и очень старается, да и мямя он только что напевал, мы сами слышали, ведь может же - но изо рта снова набор звуков, разнообразных - но совсем не тех, о которых просили...

В этой и нескольких предыдущих статьях я рассказываю о так называемых преградах к обучению - обстоятельствах, при которых овладение ребенком речью может затрудняться или быть вовсе невозможным. Об одной из них - дизартрии, я рассказала в предыдущей статье. На очереди слово похожее - диспраксия.

И слово похожее, и нарушения часто путают, тогда как они о разном, совсем. Ну а одинаковая приставка диз- обозначает расстройство. Проблему. Преграду. Что же за преграда при диспраксии?

Как и дизартрия, диспраксия бывает разных степеней, но в отличие от дизартрии, где тяжёлая степень - в лучшем случае мычание, а чаще полное молчание, ребенок с диспраксией вполне себе говорун, точнее лепетун. Бегает себе, поет под нос - ня-ня-ня, ап-тя-тя. И в три года поет и в пять. Не говорит. Речь понимает, инструкции выполняет. Петя, скажи как я - мама! вода! Петя понимает что от него хотят и очень старается, да и мямя он только что напевал, мы сами слышали, ведь может же - но изо рта снова набор звуков, разнообразных - но совсем не тех, о которых просили...

Диспраксия лёгкой степени - Маша, скажи "лошадка!" Асядка! Сялядка! Лаканка! Касяка! Десять раз попросишь повторить это слово - десять разных лошадок предстанут перед вами. И о том, что речь именно про лошадку, вы сможете понять лишь по абрису, рамке слова. Звуки же, это слово наполняющие, будут каждый раз разные. 

Говорящего ребенка с тяжёлой дизартрией может понять хотя бы мама. Хахака! - скажет такой ребенок, и мама поймет - лошадка! Потому что вчера хахака, сегодня хахака, и завтра хахака будет, пока логопед рукава не засучит. Ребенка с диспраксией не понимают и близкие люди, потому что как тут поймёшь, когда лошадка каждый раз разная?!

Дизартрия - проблемы с самим актом движения. Не поднимается язык, не поворачивается, губы не округляются. Ни непроизвольно, ни произвольно, никак. Диспраксия - проблемы именно с произвольным движением. Случайно, не задумываясь, я язык хоть в морской узел завяжу и до лба им дотянусь, а намеренно, произвольно - даже изо рта высунуть не могу. Нет самого понимания, что звук М - это губы вот так, а язык сюда. Поэтому получается все что угодно, но не М. 

Что будем делать с диспраксией? Совсем не то, что с дизартрией, логопедический массаж при ней совершенно не показан, зачем? С тонусом, трофикой и прочим медицинским у ребенка все в порядке, а мозговые связи не промассируешь, их формировать надо. Как? Помогая осознать, предлагая костыли. Разорвана связь - ухо-мозг-рот, произношу я совсем не то, что слышу. Во первых, разбираемся, то ли слышит, работаем над слуховым восприятием, а то там тоже возможны варианты. Во-вторых, подключаем ещё одну систему, или парочку их - глаз-мозг-рот, тело-мозг-рот. Учим буквы, например, даже с совсем маленькими детьми. М - звучит так, а ещё вот так выглядит, а ещё можно её на спинке пальцем написать, угадай! Буква - наш костыль, дополнительная опора речи. Не идут буквы - берём методику игровой логопедии, где зрительной опорой станет игрушка. Катим машинку - вввв, и вот у нас машинка всегда ассоциируется с В, а камешек - с Д. И сложив вместе машинку и камешек, ребенок "прочитает" - Вода! 

При этом шок на лице ребенка и его родителей в этот момент надо видеть, конечно. А что, так можно было?!!!

Артикуляционная гимнастика, при дизартрии, кстати, вполне рабочий метод, важно только понимать, каким образом он работает. Перед зеркалом многократно научиться поднимать язык к верхним зубам, проговорить это, запомнить, почувствовать - то есть снова дать зрительную опору. 

Теперь про сборные солянки и логопедические коктейли. Дизартрия и диспраксия одновременно - бывает? А аутизм и дизартрия? А аутизм и диспраксия? А ДЦП и диспраксия? А синдром Дауна - там что с ребенком, какой речевой дефект?

Знаете, все что угодно бывает. Дизартрия и диспраксия одновременно - да, легко. Поражены разные отделы мозга, ну вот так случилось, поразились. Печально, но факт. Аутизм и дизартрия - да, тоже одно другому не мешает, точнее помогает, то бишь усугубляет. Диспраксия же, в отличие от дизартрии, с которой как кому не повезет - симптом аутизма практически обязательный. Можно долго рассуждать, почему, как-нибудь напишу статью. Вкратце же механизм - при аутизме страдают все сенсорные системы, и слуховое восприятие, то есть гнозис, не исключение. А гнозис тянет за собой праксис всегда, поэтому получаем диспраксию.

Теперь ДЦП и диспраксия - так же как, с дизартрией и диспраксией. Сочетаются не обязательно, но могут. С ДЦП вообще печальная бывает история, дети с ДЦП по определению дети с дизартрией. И начинается бесконечный логомассаж, и вроде получше стало, и вроде звуки поставили - а все равно не говорит. И если заниматься с таким ребенком только как с дизартриком - и не заговорит. Хотя мог. 

А синдром Дауна? А тут уже солянка какая надо, непросто замешанная. Особая анатомия, с которой непросто, раз. Дизартрические проявления, два, у детей с синдромом Дауна гипотонус во всей мускулатуре, и артикуляционная не исключение, да и с чувствительностью тоже не очень. И диспраксия, три. Не всегда, но очень часто. Можно ещё четвертую цифру подписать - ригидность. Таких детей нельзя учить говорить бибика вместо машина. Других можно, бибика будет промежуточным простым этапом. Ребенок с синдромом Дауна будет говорить бибика до седых волос - ригидность. Написано в голове пером, не вырубишь топором. Застрял ребенок в лялькином языке, когда Мам, вон тяп-тяп бу!, понадеялись что разговорится, не простимулировали вовремя переход на следующую ступень - он и не случился. Опомнились, когда семь, а все тяп-тяп. И переучивание сейчас может уже не дать результата - три года тяп-тяп закреплялось, закрепилось. Года три теперь раскреплять.

А сенсорная алалия, моторная алалия, агнозии там всякие? Про это рассказывать?

Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, поведенческий специалист. Пообщаться с автором можно в Телеграме . Записаться на консультацию - на сайте .

Диагностический курс "Проблемы в развитии" - действительно летнее предложение.