Начало здесь
Братья и сёстры, не пропустите! Перечитав сей памфлет в стиле Чехова и гения, автор уехал живот удалять от смеха...
В стародобрые времена прошлого века в 1986-87 г. г. наш доблестный экипаж «К-433» рпкСН проекта 667БДР под командованием одного из самых лучших и лихих командиров ВМФ СССР капитана 1 ранга Николаевского Валерия Павловича был озадачен инициаторством соцсоревнования в цельном Военно-Морском Флоте. Но это отдельная повесть временных лет, я же поведаю в рамках триптиха повествования о медведях и подводниках о нашей эпопее на сухопутных просторах Камчатки. Судя по отзывам на первый эпизод, есть немалое число специалистов по жизни буквально воспринимающих военно- морской треп (отдельное направление русской словесности, изобилующее преувеличением, здоровым цинизмом и черным юмором, отсылами к сексуальной жизни человечества, но при этом снимающее психологическую нагрузку суровой подводницкой службы как в в длительных походах, а так же повседневной тяжкой службы на дальних рубежах Родины, при этом имеющей обезоруживающее воздействие на прекрасных дам, приводящее к ласке и нежности...
Увлёкся. Моряк без женщин - существо хуже русалки. По сему в повествовании будут серьезные отхождения от точности фактов формата National Geographic, так как это не автореферат "про популяции медведей,", а вольные тёплые воспоминания о прожитом с целью приподнять настроение читающих. Держитесь, только начало!
Эпизод 2. Медвежий угол.
Начинаю.
Мы очень достойно пронесли высокий стяг инициаторства в ВМФ – успешно сдали все задачи, отлично отстрелялись торпедами и баллистической ракетой, героически сходили на боевую службу, воплотив ряд новых тактических приемов, ошарашив следящих за нами пиндосов многочисленным форсированием Курильских проливов и неожиданным отходом то в океанскую часть, то к родным берегам, в террводы. Как говорил Папенька-командир:
- Учиню этим вашингтонским ястребам Третью мировую подводную войну на Тихоокеанском ТВД ( всего Тихого океана)!
Наша карта с нанесённой разведобстановкой по красочности была подобна карте Сталинградской битвы: полёты базовой патрульной авиации ПЛО, рыскающий фрегат US NAVY, борзая американская подводная лодка, пытавшаяся присесть нам на хвост, но неосмотрительно. На белый воротник получила. Нарвалась на нашу авиацию и апл проекта 671 РТМ "маршала Рыбалко" (Валерий Иванович Рыбалко – знаменитый командир 45 Дпл). При этом наш Командарм резвился как мог, словно хитрый лис уходил из всех расставленных врагами капканов.
И вот по окончанию морской героической эпопеи, для создания законченной полноты нашего героического образа принято решение там на верху: "Вместо межпоходового отдыха длиной 24 дня выступить с инициативой!"
Помощь подводников камчатским колхозникам, а именно направить нас на трудовой фронт по сельхозработам в Мильково, в хозяйство «ХОЛКАМ» (кто жил на Камчатке знают этот образцовый голландско- российский сельхоз холдинг). Сказано – сделано, мы обрадовались. Было чему, вместо санатория в Паратунке с ушатанными корпусами и буханием животворящего шила в ваннах термальных источников, едем в неизведанные края диких просторов Камчатки!
Нас заранее предупредили, что уровень цивилизации селения соответствует веку первопроходцев Атласова, и ещё там массово обитают медведи, вольготно расхаживающие по улицам и дворам.
Мы экипировались по полной, многочисленные экипажные охотники готовили ружья и боезапас, остальные корсары глубин морских запасались охотничьими и рыбацкими ножами размером с мачете (серийно изготавливались на СРЗ в бухте Сельдевой), грохотками, крупной солью и бочками из пластмассовых сегментов аккумуляторных батарей, достойных размеров, сами понимаете (всё серьёзно). Тара – для засолки икры. Старпом с барского плеча приготовил бидон шила (человечище, хотя по службе "собака злая"). Сэкономил для любимого личного состава по итогам боевой службы. А помоха по приказанию командира выдал нам всем под запись свистки от спасательных жилетов и обязательством постоянного их ношения в Мильково, как оберег против медведей и средства, чтобы не потеряться в глухой тайге-лесу. Тоже заботливый.
Василий-комдив 3 и охотник по родовому происхождению пытался высказать альтернативное мнение:
- Можно получить обратную агрессивную реакцию от медведя и огрести по полной! Едрёнть!
На что Командарм тут же выдал рифму:
- При встрече с медведем не пи@здеть, а свистеть.
Жру, не могу, согласитесь не соглашаясь, все жить хотят.
Вот такой заинструктированный и экипированный десант подводников высадился в Мильково. Нас встречали с оркестром и камчатским ТВ, состоялся торжественный митинг, а вечером – грандиозный ужин с обилием икры плошками, красной рыбы во всех ипостасях – уха, копчёная-солёная, жаренная и тушёная, с массовым применением тяжёлых спиртных напитков. В роли блюда от шеф-повара была суперэкзотика – окорок из медвежатины на пару́ с камчатскими кореньями. На что старпом дядя Толя резонно заметил:
- Если они так запросто питаются медвежатиной, значит этих мишек здесь дохренá и надо ухо держать востро.
Нас заселили в длинный барак из вековых бревен с массовым количеством кладовок и производственных помещений. Разместились великолепно! После отсеков подводной лодки обилие солнца, свежего воздуха и синего неба над головой создавало ощущение полной безграничной свободы сродни эйфории опьянения благородными винами. Сельхозполя отсюда и до горизонта и обилие видов работ по их возделыванию настраивали на серьёзный лад. Но! Наш Отец-командир, рожденный на Полтавщине и взращённый на украинском чернозёме, знал сызмальства все тонкости полевых работ, чем озадачивал на планёрках председателя и главного агронома.
Без бахвальства, работали мы профессионально и комплексно, на полях давали продуктивную суточную выработку, переписывая трудовые рекорды вверенного нам хозяйства в прошлые заслуги. Мехи ремонтировали сельхозтехнику, реанимировали и модернизировали всю систему электро- и водоснабжения, НМС развернул в местном фельдшерском пункте лазарет и аки земской доктор Айболит вёл приём и лечение. Зам оборудовал кинозал и на «Украине-2» в вечернем сеансе всем желающим крутил набор новинок советского кинематографа, выдавал книжки для прочтения из экипажной библиотеки. Одним словом, как обычно, военно-морской флот Руси нёс цивилизацию и гуманизм на мировые просторы.
Но столкновение цивилизации и векового естества дикого устройства природы Камчатки неизбежны. Вот и мы утром, выйдя в первый день на берег чистейшей камчатской реки умыться и почистить зубы, лицезрели на противоположном берегу не столь широкой реки трёх медвежат, которые резвились. Дети медведей на нас вообще не обращали никакого внимания. Мы, не дожидаясь прихода их мамаши, быстренько умылись и совершили манёвр уклонения. Дальше – больше, частенько мишки приходили к полям и задумчиво наблюдали за нашей усердной работой. Командир начал выставлять в караул одного из охотников с ружьём, а нам для аварийной эвакуации предписано прыгать в прицеп, куда собирали мешки с картофелем.
Старший воинский начальник приказал:
- Отбиваться залпами картохи, применяя шумовой эффект свиста во все свистки, ели что!
Далее сюжет начал развиваться стремительно. В один из выходных мы ограниченным контингентом командиров боевых частей, служб и дивизионов во главе с Командармом отправились на пару дней в дальний поход по живописным окрестностям. Круто! Здесь не ступала нога человека. Мы с Папенькой при участии местных следопытов-проводников нарисовали маршрут на сухопутной карте, штурману легко, сделал береговую прокладку нашего пути. Более величественной и красивой природы мы не видели в своей жизни, неслучайно великий Сенкевич, объехавший весь мир сказал:
- Природа Камчатки самая грандиозная! - и снял свой великолепный фильм.
Вёл нас, конечно, отважный Василий КД-3. Каждый вечер мы устраивали бивуак охотников и готовили великолепный экзотический ужин. Как-то Василий угостил нас глухарём, запеченном в глине. Вершина кулинарного искусства, достойная звезд Мишелена! И в этот благостный вечер из непроходимых зарослей неслышно, как призрак отца Гамлета, явился камчатский легендарный охотник, со словами приветствия он попросил разрешения присесть к костру. Был он преклонного возраста, словно старичок-лесовичок, весь аккуратный, с абсолютно белой бородой, а в руках у него было ружьё "Заур три кольца". Наш Вася-охотник зачарованно смотрел на эту игрушку, заворожённый.
Испив рюмочку, Дед сказал, что уже сутки идет за нами, оберегая от возможных встреч с медведями, его попросил председатель нашего колхоза, подстраховать. Тут напрягся Вася, так как он не обнаружил за нами слежки и считал, что это для него непростительно. Дед пожурил нас, что мы ранее начала сезона поохотились, но сделал снисхождение на наше подводницкое славное происхождение. Поведал о себе, что он из коренных камчатских охотников, прошёл всю Отечественную разведчиком до Берлина, ружьишко трофейное с фронта и нож охотничий тоже крупповской стали, живёт он в избушке с бабкой в лесу. Поэтому мы с ним и не сталкивались в посёлке. Была в нём какая-то глубинная чистота сродни проповедникам истинной веры, говорил не спеша хорошим литературным языком, что нашло объяснение, когда он открыл свой походный «сидор». В нём практически сверху лежал сборник лирики Пушкина издательства "Академия" 1936 года, если помните, с объёмным барельефом Нашего Всего. Дед сказал, что с ним всю войну прошёл и берёт с собой всегда в тайгу.
Вот такой патриархальный былинный охотник с артефактами. Ну естественно, пошли фронтовые, охотничьи и подводницкие байки, стояло такое здоровое ржание на всю округу, что все медведи разбежались. Победил Дед с живописным динамичным юморным рассказом, при этом чувствовался большой мастер повествования, с абсолютно непроницаемым лицом, восходящим и нисходящим интонациями, театральными паузами, в духе знаменитого в то время «Театра у микрофона», любимого миллионами радиослушателей СССР.
Воспроизвожу по памяти. Вступление: услышала как-то Бабка, верная спутница Деда по жизни, по радио Камчатки, что был объявлен National Geographic конкурс на лучшее фото медведя Камчатки и окрестностей, премия $ 5 000 победителю. Ну и давай Деда донимать, прими участие, да прими. И фотоаппарат есть у тебя Лейка, тож трофейный, с великолепной оптикой, медведей за всю свою жизнь навалял по численности не менее роты эсэсовцев из дивизии "Мёртвая голова", и опять же изба починки требует. Дед и так и сяк пытался соскочить с этой бабкиной авантюры, приводя, как любитель А. С. Пушкина, примеры из «Сказки о рыбаке и рыбке» и её печального финала, но, как и в классике, старуха была неумолима. Деду торжественно была вручена цветная пленка ORWO на 36 кадров и сказано: «Ступай, Старый, в лес и без фото медведя не возвращайся!».
Хитрый Дед, понимая что лиха ему не миновать, заранее отследил фактурного медведя, прикормил, взял на петлю. Поэтому притворно посокрушался, обречённо взял фотоаппарат, знаменитое ружьё-громобой, заплечный мешок с неизменным томиком Пушкина и бодрым шагом добытчика пошагал навстречу победе в фотоконкурсе. Пришёл в потайное место, наладил фотоаппарат и, словно маститый фотомастер, начал творить портфолио с Хозяином Тайги на безопасной дистанции. Но зрение с возрастом слабеет и, увлёкшись, Дед начал компенсировать этот казус уменьшением дистанции с объектом съёмки – для увеличения диафрагмы и экспозиции.
Вдруг в видоискателе Лейки в считанных сантиметрах от лица Деда возникла разъярённая, полная клыков морда медведя, обдав тяжёлым смертельным дыханием с пеной на жёлтых огромных клыках. Вся жизнь пронеслась вмиг перед глазами, вспомнился победный салют над Берлином. «Конец, – подумал Дед. – Перепутал, посадил медведя на длинную петлю, а надо было на короткую. Старый дуралей, не рассчитал дистанцию!». Но боевое мастерство не купишь, не пропьёшь, как и некогда приобретённое фундаментальное качество подготовки рукопашного боя советской фронтовой разведки, а Дед в молодые годы ударом кулака по каске вырубал фрица и в бессознанке тащил его через линию фронта, за что имел полный иконостас наград и ордена́ Славы двух степеней.
И вот, как в очередном глубоком рейде в тылу врага, Дед мобилизовался, в доли секунды намотал ремешок Лейки на кулак и начал наносить Михе разящие удары этим кистенём. То ли он попал в какую-то уязвимую точку, то ли медведь охренел от подобной наглости, но Дед его отправил в нокаут. Пока Михаил приходил в себя, Дед успел его уложить из верного "заура" и нарисовать ещё одну победную звезду на свой фюзеляж. На полном ходу он вернулся домой, и Бабка незамедлительно огребла по полной ремешком от Лейки с яркими характеристиками авантюрности её меркантильных намерений.
Но Бабка не была бы Бабкой, если бы она не отволокла искорёженную Лейку в фотомастерскую, там извлекли кассету, сдали в фотолабораторию, отпечатали все фото и выслали на конкурс. И тут –фанфары, один снимок получил специальный приз $1 000! Понятно, что сыграли значение боевые заслуги Деда, но победителей не судят. Сказать, что мы ржали, когда Дед повествовал, это ничего не сказать, у меня челюсти болели дня три.
Меж тем наша колхозная жизнь шла в ударном труде, мы заготавливали рыбу и икру, по ночам к нашему бараку повадились на запах хозяева камчатской тайги, порой приходилось кидать взрывпакеты и палить из ракетниц. Действовало эффективно.
Ну для финала маленький прикол. Сорганизовал нас Дед на охоту на утку по утренней зорьке на лесное озерко. Поставил по номерам, определил сектора поражения. Мы стояли рядом с «маленьким» старпомом, красота, тишь-покой, ну всё по классике:
Румяной зарёю
Покрылся восток,
В селе за рекою
Потух огонек.
Росой окропились
Цветы на полях,
Стада пробудились
На мягких лугах.
Туманы седые
Плывут к облакам,
Пастушки младые
Спешат к пастухам.
И тут (зловещая музыка из "Собаки Баскервилей")... появились уточки на ясном небе, мы вскинули картинно ружья в предвкушении результативного залпа, и в этот момент… Прямо рядом около «маленького» старпома, внезапно раздалось особенно ощутимо слышное в утренней тишине отчетливое хлюпание животного, пьющего воду. Старпом с улыбочкой, но шёпотом: «Вот, корова, сука, сейчас всю охоту обосрёт!». Я глянул и ощутил значение выражение «душа ушла в пятки». Нет, ребята, это не так! В промежности захолодело так, что всё, что может звенеть, зазвенело хрустальным звоном! И у меня, как в байке Деда, вся фильмография жизни мгновенно проскочила перед глазами в формате 3D. Между мной и старпомом буквально в метре стоял огромный медведь и беззаботно лакал воду, потом поочередно посмотрел на меня… на старпома. Мне в голову пришла глупая ассоциация, что он с интонацией героя фильма «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён» сейчас спросит: «А чё это вы здесь делаете, а?» Я даже беззвучно нервически хихикнул. Зверь глянул укоризненно и скрылся в зарослях.
В душе зазвучал «Полонез Огинского»!!! Как с облегчения я палил по уткам! Метко, непрерывно, как из артиллерийской установки АК-630М, Даже Дед подошёл и сказал: «Штурман, уймись, стоп стрелять!» И только одинокий «маленький» старпом (на рпкСН два старпома – «маленький» старпом по боевому управлению , он же СПК БУ) молча стоял со склонённой понуро головой и пацифично опущенным ружьем, а на его промежности предательски расплывалась огромное мокрое пятно. «Наверное в воду попал, оступился, бедолага …», – гуманно подумал я.
А в Мильково и по сей день царствуют медведи, о чём есть многочисленные упоминания в интернете и ролики в YouTube.
Рассказал Алексей Тарасов
Не судите строго. Редактор кино смотрел вместе со мной. Рассказ шикарный!
Книги автора канала на бумажном носителе с автографом можно приобрести, обратившись любым удобным способом к редактору канала по телефону +79214287880 Светлана.