Редакция KazanFirst изучила декларации за три последних года более 300 чиновников из 43 районов Татарстана. Выяснили, насколько активными темпами «слуги народа» наполняли - или облегчали - свои кошельки.
Отчеты о растущей средней зарплате жителей Татарстана с высоких трибун звучат регулярно. Однако о том, насколько больше или меньше стали доходы самих чиновников, говорится не так открыто, подробно и часто. Чтобы исправить такую несправедливость, редакция KazanFirst «подняла» архивы деклараций за три последних года. Правда, не всего чиновничьего аппарата (о доходах отчитываются несколько тысяч человек). «Под микроскоп» легли «кошельки» условных «топ-менеджеров» от мира госслужащих. Среди них главы районов, руководители районных исполкомов, их заместители, а также замещающие аналогичные должности в структурах двух городов — Казани и Набережных Челнов (т.е. мэры, руководители горисполкомов и их замы).
Задача, впрочем, была не столько в том, чтобы изучить персоналии (хотя и их мы вниманием не обделили). Рейтинг скорее призван показать целостную картину того, насколько быстро богатеют чиновники Татарстана — или может быть становятся беднее? А также выявить районы республики, где «служить народу» наиболее доходно.
Общая картина
Как оказалось, чиновники Татарстана, занимающие руководящие посты, не то, чтобы живут скромно, но и не слишком шикуют. За последние три года средний месячный доход среди занимающих подобные посты госслужащих составил 142 416 рублей. Да, это явно выше средней зарплаты по республике в целом. Однако вакансии с подобной или даже более высокой оплатой вполне можно найти, например, в ИТ-сфере. И по ответственности они, пожалуй, не всегда схожи с руководством целым районом.
В общем и целом, за последние три года значение среднего дохода «элитного» чиновника в регионе выросло на 19%. Для усредненного показателя, пожалуй, неплохо. Стоит отметить, что 20 районов, ставших участниками исследования, показали результаты ниже этого порога. А в 14-ти доходы чиновников и вовсе сократились.
Топ высоких доходов
Возглавили рейтинг, что, пожалуй, не слишком удивительно, крупные города и районы. В рамках исследования был собран массив данных по декларациям чиновников, занимающих высокие посты за три прошедших года — 2021, 2020 и 2019. При этом учитывались только доходы самих «слуг народа», без семей. А в том случае, если на той или иной должности происходила ротация кадров, то в список попадал доход чиновника, занимающего аналогичную позицию. Получив необходимый объем данных, по специальной формуле был рассчитан средний доход чиновника в том или ином районе за каждый год, весь период, что позволило выяснить и то, как эти значения менялись с течением времени. Результаты представлены в тех категориях, в которых они фигурируют и в декларациях — в той или иной сумме, полученной в виде дохода за отчетный год.
В категории с доходом выше 3,5 млн рублей в год оказались Набережные Челны (3,54 млн) и Казань (3,22 млн) , а также Елабужский (3,51 млн), Альметьевский (2,83 млн), Апастовский (2,78 млн) и Зеленодольский (2,5 млн) районы.
Интересно, что два участника, занявших первое и второе место — Челны и Елабужский район — показали при этом и отрицательную динамику роста доходов. В автограде цифры в декларациях чиновников с 2019 года снизились на 1%, а в Елабужском районе — аж на 31%.
Нельзя не отметить, что на средний показатель в силу небольшого количества «топчиков» (т.е. «топовых чиновников» — прим. редакции) значительно влияют и персоналии. Например, мэр Челнов Наиль Магдеев, в среднем указывающий в декларации доход в районе 5 млн рублей, по итогам 2020-го получил 25,9 млн рублей. Такой аномальный показатель сильно поднял и планку среднего заработка в автограде.
Ситуации, к слову, бывают и обратные. В оказавшемся на верхушке рейтинга Елабужском районе глава Рустем Нуриев с 2019-го года зарабатывает все меньше и меньше. С 7,7 млн рублей его доход спустился к 5 млн в 2020-м, а в 2021-м — снизился до 4,67 млн рублей.
Меньше в сравнении с 2019 годом стал зарабатывать и глава Альметьевского района Тимур Нагуманов. Его доходы сократились примерно вдвое — с 9,3 млн до 4,3-4,5 млн рублей. Интересно, что при этом «чиночничья элита» района в общем и целом зарабатывать стала больше. А серьезней всех «поднялся» руководитель районного исполкома Айдар Каюмов — его декларация «потолстела» более, чем в 10 раз (с 330,7 тысяч до 3,61 млн рублей).
Интересно, что на фоне коллеги из Челнов мэр Казани Ильсур Метшин выступает эталоном стабильности. С 2020-го года доход главы столицы Татарстана практически не изменился, а с 2019-го — вырос всего на 16%, что даже ниже средних значений «по больнице».
Во второй категории с доходами от 1,5 млн до 2,5 млн рублей в год оказалось 19 районов. Средний доход в пределах от 1 млн до 1,5 млн рублей показали 17 районов. А до планки в 1 млн рублей не дотянули в трех районах — Аксубаевского (945 тысяч рублей), Муслюмовского (841 тысяча) и Агрызского (749 тысяч). Разница с топами, пожалуй, весьма существенна. Если в тех же Челнах средний доход элиты чиновников по итогам трехлетки составил 295 тысяч рублей в месяц, то аутсайдеры вынуждены довольствоваться 62-78 тысячами рублей.
Топ по росту доходов
Для описания средней зарплаты нередко используют аналогию с голубцами. Одни получают капусту, другие — вкусную мясную начинку. Похожая ситуация и с доходами чиновников. Хотя за период с 2019 по 2021 год средний рост доходов и составил 19%,в трех районах суммы в декларациях выросли в несколько раз.
Возглавляет список Высокогорский район. Здесь средние суммы в декларациях выросли больше, чем в три раза — с 1,36 млн до 4,29 млн рублей. Однако снова не обошлось без персонального влияния. О доходе в 12,47 млн рублей заявил руководитель исполкома района Равиль Хисамутдинов, скакнув к такой сумме сразу с 1,5 млн рублей в 2020-м. Не отставали в прошлом году и заместители — Мурад Булгаков (3,71 млн рублей) и Рамиль Хакимуллин (10,17 млн рублей). Ранее их доход «плясал» вокруг значений в 1-2 млн рублей.
На второй строчке оказался Заинский район (плюс 161% к средним доходам 2019 года). Бронза у Лениногорского (плюс 151%).
Достаточно хороший рост доходов показали еще пять районов. В Балтасинском средние значения в декларациях выросли с 926 тысяч до 1,79 млн рублей. Хороший рост показал Апастовский район — плюс 83% к значениям 2019 года. Однако, 2020 оказался провальным (с 2,63 млн до 905 тысяч), что сказалось и на среднем показателе по итогам трехлетки.
На 59% выросли доходы топ-чиновников в Азнакаевском и Зеленодольском районах. Плюс 52% показал Тукаевский район, где доходы в декларациях выросли с 1,25 до 19 млн рублей. Если в Зеленодольском районе «температуру» также хорошо поднял глава Михаил Афанасьев, показавший доход в 22,87 млн рублей. То в Тукаевском скорее можно говорить о стабильно «полнеющем кошельке» всего руководящего чиновничьего состава. Интересно, что глава района Фаил Камаев увеличивал доходы даже медленнее, чем его сослуживцы — на 31% с 2019 года против плюс 52% в среднем по «топчикам» района.
Толстеющим кошельком, судя по собранным данным, похвастают чиновники далеко не всех районов. Половина участников рейтинга (23, если быть точными) оказалась в зоне средних ростов доходов (от 1% до 50% к значениям 2019 года). А 14 и вовсе показали падение доходов. На 54% снизились доходы чиновников в Арском районе, на 50% — в Алексеевском.
Меньше на 35% стали зарабатывать чиновники в Рыбно-Слободском и Камско-Устьинском районах. Елабужский район, несмотря на то, что попал в топ по объемам доходов, отметился и уменьшением сумм в декларациях на 31%. Схожая динамика наблюдается в Кайбицком (минус 31%) и Верхнеуслонском (минус 30%) районах. В Рыбно-Слободском районе сложившуюся ситуацию также можно объяснить персональным снижением дохода главы — с 5,65 млн рублей в 2019-м до 2,57 млн рублей в 2021-м. А в Кайбицком небольшие колебания в плюс или минус у большей части «топчиков» утянул на дно руководитель районного исполкома Алексей Макаров, чьи доходы упали за три года с 6,66 млн рублей до 1,17 млн рублей.
Вывод
Говорить о действительных размерах официальных доходов чиновников высокого ранга в том или ином районе достаточно сложно. Стоит отметить, что в рамках исследования был охвачен лишь промежуток в три года. А в абсолютных денежных выражениях доходы сильно зависят от персоналий — в один год госслужащий может продать квартиру, в другой — взять крупный ипотечный кредит или получить наследство. Однако выборка в более чем 300 человек из 43 районов и двух городов все же позволяет хоть и грубыми мазками, но обрисовать сложившуюся картину.
Пожалуй, первый, весьма очевидный вывод, что чиновник чиновнику рознь. И в зависимости от «места службы» доход в декларации может быть сильно разным. Судя по собранным данным, участники с первого и последнего места рейтинга отличаются в доходах почти в пять раз. Однако, за исключением экстремальных значений, занимающие руководящие посты чиновники все же могут надеяться в Татарстане на месячный доход от 80 до 130 тысяч рублей.
Второй — несмотря на то, что доходы с 2019 года «по больнице» и показывают рост, чуть ли не в половине районов он идет медленнее или вообще отсутствует. При этом часть районов, напротив, показывают «взрывной» рост в этом плане. Хочется «привязать» подобные результаты к пандемии коронавируса и ее последствиям, однако в действительно интерпретировать данные можно по-разному. Собственно, и здесь можно говорить о достаточно широком разбросе данных от района к району — от снижения доходов в два раза до роста в три.
Над материалом работали:
Текст - Даниил Ляпунов
Продюсер - Ирина Егорова
Инфографика - Александр Павлов