Какой я художник? Плохой, хороший, «середнячок»? Как часто мы видим, что даже талантливые, известные мастера не могут спокойно ответить себе на этот вопрос!
Опытные художники, как правило, очень к себе критичны по банальной причине: взгляд профи волей-неволей заточен и видит либо «ошибки», либо «что можно улучшить». Игра в найди ошибку — это процесс бесконечный по определению.
На этапе написания картины это важный рабочий инструмент: грубые ошибки, если они не часть замысла, нам действительно не нужны. А вот если работа закончена, вдохновение реализовано, но мозг всё продолжает сомневаться и выискивать помарки, инструмент из рабочего превращается в бесполезный и травмирующий.
Художник, который не может абстрагироваться от ошибок, не получает заветный эндорфин даже от удачной работы. С таким подходом бывает стыдно назначить адекватную цену за недостаточно идеальную картину. Зато всегда можно вдоволь самоедствовать, что «страдает ерундой, а не работает». Случается и крайний случай, когда художник раздает холсты и краски и бросает своё «гиблое дело».
Знакомый путь? Как важно тормознуть задолго до печального финала и вспомнить очень простую вещь: искусство — это не про каноны. Про них тоже, но... Каноны и техники меняются, а искусство-то остается. Значит, ошибка — вещь в творчестве довольно условная. Это всего лишь непопадание в один из канонов.
Рискнем предположить, что искусство в большей степени про отношения, чем про правильность изображаемого. Отношения с самим собой и со зрителем через произведение. Ведь в судьбе работы, независимо от наших ошибок, важно то, какое отношение она вызовет у зрителя. А чтобы картина дошла до зрителя, художнику важно быть в ладах с собой и не бояться собственного творчества. Поэтому наша задача — полегче с собой. Подобрее.
«Ладно, художник может ошибиться с тоном, но уж нарушать азы анатомии — ужасно!» Серьезно? Посмотрите на героев Пикассо или некоторые портреты Мане, только отстраненно, без призмы «онжемэтр». Видите ошибки? А их немало, и что? Украшают теперь музеи и частные коллекции, все счастливы.
«Ладно, анатомию зритель не знает, но уж воздушную перспективу нарушить — просто фи, как я мог!». Хм. А на скольких пейзажах Кустодиева пространство буквально вывернуто, потому что третий план в нас стреляет цветом такой же интенсивности, как и первый! Не обращали внимания? А мы смотрим и радуемся, потому что его шедевры — это про преодоление и жизнь, а не каноны.
Список придирок можно продолжать бесконечно, но смысл понятен.
Мы, простые зрители, смотрим работы художника сердцем, а не видоискателем и линейкой. Помните об этом и не бойтесь «ошибок»!
Если вам понравилось, ставьте лайк и пишите добрые слова в комментариях — нам будет очень приятно. Подписывайтесь на канал школы рисования ENTERCLASS, узнавайте новое об искусстве, наслаждайтесь работами художников и рисуйте вместе с нами!
#художник #художники #культура #искусство #рисование для начинающих #рисование #живопись #культурология #изобразительное искусство #enterclass статьи