2021 год стал поистине триумфальным для маркетплейсов. На долю площадок-гигантов пришлись внушительные 62% всех онлайн-заказов. Цифра настолько впечатляющая, что поневоле заставляет задуматься — а выживут ли в неравной борьбе с маркетплейсами интернет-магазины? Этот вопрос наверняка мучает и новичков онлайн-торговли, занятых выбором площадки для старта продаж. Маркетплейс или свой сайт? А может быть, то и другое? Попробуем разобраться вместе.
На первый взгляд, выбор в пользу маркетлейсов очевиден. Их победная поступь не может не произвести впечатления на неокрепшую психику начинающего онлайн-предпринимателя. Хочется немедленно приобщится к этому размаху, разделить успехи и прибыль с каким-нибудь интернет-гигантом, вроде Ozon или Wildberries. Создание собственного интернет-магазина на этом фоне кажется чем-то необязательным и малоэффективным. Но не спешите с выводами. Чтобы принять взвешенное решение, нужно как минимум узнать о плюсах и минусах каждого варианта.
Собственный сайт: для сильных и независимых
На самом деле у личной интернет-витрины есть весомые преимущества. Во-первых, полная свобода действий. Вам никто не диктует условия, только вы решаете, как и что продавать, как организовать доставку, какие скидки и когда предложить покупателям. Все процессы контролируете вы и только вы.
Во-вторых, собственный сайт позволит вам собрать собственную базу постоянных клиентов. Вы сможете анализировать поведение своих покупателей, контролировать общение с ними. Вам ни с кем не придется делить свою аудиторию, потому что на вашем сайте будут только ваши товары. Никаких отсылок к похожим товарам конкурентов.
Теперь о недостатках. Сделать качественный и удобный сайт с нуля непросто. Конечно, сейчас для создания интернет-магазина существует масса бесплатных конструкторов. Но шаблонные варианты не всегда удобны и функциональны. В идеале стоит довериться профессионалам и поручить разработку сайта им. И, конечно, приготовиться к расходам, особенно если вы - новичок в IT и в онлайн-продажах. Вам однозначно потребуется помощь специалистов для решения разного рода задач – от технических до маркетинговых. А еще для запуска хорошего сайта потребуется самый ценный ресурс - время. Придется запастись терпением.
Маркетплейс: играем по правилам
Главное преимущество маркетплейсов - доступ к очень большой и очень лояльной аудитории. На маркетплейсы ежедневно приходят миллионы покупателей. Они привыкли покупать онлайн, их не пугает предоплата заказов. Словом, идеальные клиенты для любого продавца.
Если вы сами производите товары, вы в полной мере оцените второе преимущество маркетплейсов: на этих площадках приоритет всегда остается за производителями. Причина проста: производители могут предложить самую низкую цену на товар, а для маркетплейса вариант «чем дешевле, тем лучше» всегда предпочтительнее.
Третье преимущество маркетплейсов – быстрый старт без лишних вложений. Заключайте договор, выполняйте его условия и продавайте на здоровье.
Звучит заманчиво? Не все так просто, и у маркетплейсов есть минусы.
Пожалуй, самый главный минус - огромная конкуренция. На торговых площадках много покупателей, но и продавцов ничуть не меньше. За место под солнцем нужно побороться.
Маркетплейс — не про свободу действий, это специфический канал продаж и здесь нужно играть по правилам. Перед стартом продаж придется внимательно прочитать договор, вникнуть в условия размещения товаров и требования к их описанию. Все требования нужно будет неукоснительно выполнять.
Продажи на маркетплейсах не идут сами собой. Здесь придется выполнять немало рутинной работы - обновлять ассортимент, соблюдать сроки поставок, отвечать на вопросы и отзывы покупателей. На все это уйдет не меньше времени, чем на работу с собственным сайтом.
Что выбрать?
Если у вас до сих пор нет явного фаворита, выбирайте беспроигрышную стратегию - используйте для продаж обе площадки. Так вы нивелируете минусы каждого канала и оцените их преимущества. А чтобы продажи на одной площадке шли на пользу другой следуйте нашим простым советам:
- Адаптируйте ассортимент товаров под каждый канал продаж. На собственный сайт можно без страха и упрека выставить сразу продукцию. С маркетплейсом нужно действовать осторожнее. На первых порах для торговой площадки стоит выбрать наиболее ходовые товары, отследить динамику продаж и только потом расширять ассортимент.
- Не стесняйтесь привлекать внимание клиентов с маркетплейса к вашему интернет-магазину. Например, положите в упаковку с заказом визитку с адресом сайта. Так вы приведете аудиторию с одной площадки на другую.
- Будьте в тренде: идите в ногу с конкурентами, следите за всеми изменениями рынка и оперативно адаптируйте свой сайт к этим изменениям.
А какую площадку для продаж вы считаете самой оптимальной? С чего посоветуете начать новичкам онлайн-торговли? Делитесь мнением в комментариях.