ПЕТР III и ЕКАТЕРИНА II.
Начало Государевы болезни Романовых здесь.
Петр III родился 21 февраля 1728 года в Киле. При рождении получил имя Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский. Мать мальчика — цесаревна Анна Петровна (дочь Петра I и Екатерины I) умерла (ровно в 20 лет) вскоре после его появления на свет, простудившись во время фейерверка в честь рождения сына. Отец Петра III, племянник Карла XII.
Следует разобраться в происхождении национальности Петра III. Дед его был русским, если конечно Петр I, родился от Алексея Михайловича или любого другого русского любовника Натальи Нарышкиной, а не от немецкого лекаря Келлера. Бабушка Екатерина I на самом деле звалась - Марта Самуиловна Скавронская, в первом браке за шведом драгуном - Крузе. До сих пор неизвестно ее происхождение и национальность, по одним сведениям она из латышского или шведско-литовского крестьянского рода, по другим из эстонского рода. Родители ее умерли от чумы, она воспитывалась у лютеранского пастора Глюка. По другим сведениям Марта-Екатерина носила фамилию Веселовская или Василевская, так ее называл Петр I. Перекрестили Марту в православие под именем - Екатерина Алексеевна Михайлова (псевдоним самого Петра I для инкогнито-поездок). По третьим сведениям она носила фамилию Рабе, то ли девичью, то ли по первому мужу. Внешне Екатерина I была похожа на цыганку или на смуглую еврейку, а одевалась, как цыганка: «Она была мала ростом, толста и черна; вся её внешность не производила выгодного впечатления. Стоило на неё взглянуть, чтобы тотчас заметить, что она была низкого происхождения. Платье, которое было на ней, по всей вероятности, было куплено в лавке на рынке; оно было старомодного фасона и всё обшито серебром и блёстками. По её наряду можно было принять её за немецкую странствующую артистку. На ней был пояс, украшенный спереди вышивкой из драгоценных камней, очень оригинального рисунка в виде двуглавого орла, крылья которого были усеяны маленькими драгоценными камнями в скверной оправе. На царице было навешано около дюжины орденов и столько же образков и амулетов, и, когда она шла, всё звенело, словно прошел наряженный мул», - отзыв современника.
После смерти Петра I, Екатерина I правила недолго. Но, если в молодости она была пышущей здоровьем женщиной и родила 8 детей, из которых в живых остались только 2 девочки, то во время послепетровского царствования балы, празднества, застолья и кутежи, следовавшие непрерывной чередой, подорвали её здоровье. И с 10 апреля 1727 императрица слегла от кашля, лихорадки и слабости, появились признаки повреждения лёгкого. Царица скончалась от абсцесса лёгкого. По другой версии, смерть наступила от жесточайшего приступа ревматизма. Екатерине I как раз исполнилось 43 года.
Получается, что дочь Петра и Екатерины и мать Петра III - Анна Петровна имеет прибалтийские корни. Но рождена она в 1708 году до официального брака Петра и Екатерины.
Отцом Петра III был немецкий принц Карл - Фридрих Гольштейн-Готторпский. По линии отца Петр III был внучатым племянником шведского короля Карла XII и ему предназначался шведский престол.
Так что Петр III только на 1/4 является русским по крови, но он совершенно не говорил по-русски, некому было научить. Мальчика воспитывали нянки, а затем камер-юнкеры, камергеры и офицеры, так что он с детсва полюбил парады и муштру, интересовался военным искусством. Его часто наказывали, так как он любил наблюдать парады из окна и не хотел постигать другие науки. Петр III воспринимал самые невинные наказания воспитателей как жесточайшие обиды. Он любил поесть, но иногда не мог есть от избытка чувств, особенно, когда его награждали или хвалили за прекрасную военную выправку. Он этим очень гордился. Все его мысли были заняты только военной службой.
В 11 лет Петр III потерял отца. После его смерти воспитывался в доме своего двоюродного дяди по отцовской линии, епископа Адольфа Эйтинского (впоследствии — короля Швеции Адольфа Фредрика, который, кстати, умер от переедания).
В то время воспитатели действительно жестоко наказывали Петра за разные провинности, секли его, подвергали изощренным наказаниям и не заботились об его образовании. К 13 годам он знал только немецкий язык и немного французский.
Пётр рос боязливым, нервным, впечатлительным, склонным ко лжи и нелепым фантазиям мальчиком, всю жизнь боялся пушечной пальбы, несмотря на то, что любил военное дело и все военное, иногда он был сентиментален, не был злым, был простодушен, любил музыку и живопись. С детства принц не отличался крепким здоровьем, был болезненным и хилым. Пристрастился к вину. Известно, что Петр "Федорович" перенес оспу еще до того, как стал императором.
У тетки Петра - императрицы Елизаветы Петровны не было наследников, и она приказала привезти Карла-Питера в Россию, как внука Великого Петра. 5 февраля 1742 года Карл-Питер прибыл в Петербург ко двору, он был «очень бледный, слабый и нежного сложения. Его белокурые волосы причесаны на итальянский манер». Елизавета Петровна при первой встрече была поражена невежеством своего племянника и огорчена внешним видом: худой, болезненный, с нездоровым цветом лица. Царица распорядилась дать образование 14-летнему оболтусу. Но учили его всего 3 года - до свадьбы. Он был неусидчив, часто во время уроков ходил по комнате.
В ноябре 1742 Карла-Питера-Ульриха перекрестили в православие под именем - Петр Федорович, наградив титулом великого князя. Пришло время его женить. И тут Елизавета Петровна вспомнила про своего не состоявшегося жениха, который внезапно умер перед свадьбой, Карла Эйтинского, а с ним в родстве состояли немцы Ангальт-Цербстские, у которых на выданье была дочь София Августа Фредерика. Родство хорошее. Отец невесты из древнего Ангальтского дома, был прусским фельдмаршалом. Мать невесты из Готторпского владетельного дома, родословная которой восходит к королю Дании, Норвегии и Щвеции Кристиану I, а также она была родственницей как раз несостоявшегося жениха Елизаветы Петровны. И ничего страшного, что Петр и София Августа Фредерика троюродные брат и сестра, девочкой она была умненькой и образованной, так посчитали при дворе.
В 1744 г Цербстская принцесса с матерью прибыла к российскому двору. Она стала заниматься изучением русского языка и русских традиций, в том же году ее перекрестили в православие под именем Екатерина Алексеевна.
Но желая как можно быстрее выучить русский язык, будущая императрица занималась по ночам, сидя у открытого окна на морозном воздухе. Вскоре она заболела восполением легких, и состояние её было столь тяжёлым, что её мать предложила привести лютеранского пастора. София, однако, отказалась и послала за своим православным наставником Симоном Тодорским. Брака с Петром могло бы не состояться, но Екатерина выздоровела.
В 1745 году, 21 августа, Петра Федоровича женили на Софии Фредерике Августе Ангальт-Цербстской - Екатерине Алексеевне, будущей императрице Екатерине II Алексеевне. Ему было 17, ей 16 лет. Отношения Петра с женой не сложились с самого начала. Вместо исполнения супружеского долга, он играл в солдатиков. Екатерина в своих мемуарах отмечала, что муж "накупил себе немецких книг, но каких книг? часть их состояла из лютеранских молитвенников, а другая — из историй и процессов каких-то разбойников с большой дороги, которых вешали и колесовали."
Считается, что до начала 1750-х гг. между мужем и женой вообще не было супружеских отношений, но затем Петру была сделана некая операция (предположительно — обрезание для устранения фимоза), после которой 20 сентября 1754 Екатерина родила ему сына Павла. А до этого, например, в декабре 1746 года Петр писал супруге такие письма на французском языке: " Мадам! Прошу вас этой ночью отнюдь не утруждать себя, чтобы спать со мною, поелику поздно уже обманывать меня, постель стала слишком узка, после двухнедельной разлуки с вами, сего дня по полудни. Ваш несчастный муж, коего вы так и не удостоили сего имени Петр."
Но есть и сведения, что перед рождением Павла у Екатерины случилось два выкидыша, история умалчивает, но можно только предполагать от кого.
Павел был сразу же после рождения отнят от родителей, его воспитанием занялась сама императрица Елизавета Петровна. Пётр Фёдорович виделся с Павлом один раз в неделю без особого желания, а Екатерина и того реже, ей свидания почти не разрешались.
Супруги отдалились друг от друга. У Петра была любовница Елизавета Воронцова.
А у Екатерины в 1756 г состоялся роман с польским посланником при российском дворе Станиславом Августом Понятовским.
«Обе пары между собой жили в весьма добрых отношениях».
У Екатерины и Петра в 1757 родилась дочь - Анна, которая умерла от оспы в 1759 году. Отцовство Петра историки ставят под большое сомнение, называя наиболее вероятным отцом С. А. Понятовского. Однако, Пётр официально признал дочь своей, хотя и высказался: «Бог знает, почему моя жена опять забеременела! Я совсем не уверен, от меня ли этот ребёнок, и должен ли я его принимать на свой счет».
После кончины Елизаветы Петровны (25 декабря 1761) и восшествие на престол Петра Фёдоровича под именем Петра III, супруги ещё больше отдалились. Пётр III стал открыто жить с любовницей Елизаветой Воронцовой, поселив законную жену Екатерину в другом конце Зимнего дворца. Когда Екатерина забеременела от Орлова, это уже нельзя было объяснить случайным зачатием от мужа, так как совершенно прекратилось общение супругов. Беременность свою Екатерина скрывала, а когда пришло время рожать, её преданный камердинер Василий Григорьевич Шнурин поджёг свой дом. Пётр с двором ушли из дворца посмотреть на пожар. А в это время Екатерина благополучно родила. Так появился на свет бастард Алексей Бобринский, которому его сводный брат Павел I впоследствии присвоил графский титул.
28 июня 1762 года Екатерина II при поддержке братьев Орловых совершила дворцовый переворот. А 29 июня, понимая безнадежность ситуации, Петр III отрекся от престола, был взят под стражу и погиб при невыясненных обстоятельствах. В своём письме Екатерина указала, что перед смертью Пётр мучился геморроидальной коликой. После смерти мужа Екатерина приказала сделать вскрытие тела Петра, дабы рассеять подозрения об отравлении. Вскрытие показало, что желудок абсолютно чист, что исключает присутствие яда, но это только со слов самих заинтересованных лиц. После вскрытия было сделано заключение, что:" ...непосредственной причиной кончины Петра III стал внезапный приступ геморроидальных колик, усилившийся от употребления алкоголя.... у государя выявили воспаление кишечника, дисфункция сердца, а также признаки удара (инсульта)."
Историки пишут: «Насильственная смерть императора неопровержимо подтверждается абсолютно надёжными источниками— письмами Орлова Екатерине и рядом других свидетельств".
Так Екатерина II стала императрицей государства Российского. День царицы был расписан по часам, и распорядок его оставался неизменным на протяжении всего царствования. Изменялось лишь время сна: если в зрелые годы Екатерина вставала в 5, то ближе к старости – в 6, а к концу жизни и вовсе в 7 часов утра.
С 8 до 11 государыня принимала высокопоставленных чиновников и статс-секретарей. В 10 или 11 часов вечера Екатерина заканчивала день и отходила ко сну.
При Екатерине II развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.
Из медицинских мероприятий, Екатерина Вторая учредила оспопрививание. В ночь на 12 (23) октября 1768 года английский доктор Томас Димсдейл сделал прививку от оспы само́й императрице. Материал для прививки был взят у крестьянского мальчика Александра Маркова, за что ему впоследствии были пожалованы дворянство, фамилия Марков-Оспенный и дворянский герб с изображением обнажённой руки, выше локтя которой имелась зрелая оспина. Среди первых привитых оказались также сын царицы великий князь Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна. Через несколько лет так же были привиты и внуки Екатерины Александр и Константин Павловичи. Оспенную материю для последней прививки дал 12-летний Александр Брискорн будущий генерал-майор, которого за это приняли в Инженерный корпус.
Можно сказать, что при Екатерине использовались регулярные медицинские осмотры мужчин. Так будущий любовник Екатерины должен был пройти медицинский осмотр у личного врача императрицы, который проверял его на наличие каких-либо признаков венерической болезни. У Екатерины только по официальным сведениям было более 23 фаворитов, а по неофициальным, гораздо больше.... Такая любвиобильность объяснятеся всевозможными медицинскими причинами, сейчас мы этого касаться не будем.
Но несмотря на многие медицинские мероприятия...В 1771 году в Москве произошла крупная эпидемия чумы, осложнённая народными волнениями в Москве, получившими название Чумной бунт.
Восставшие разгромили Чудов монастырь в Кремле. На другой день толпа взяла приступом Донской монастырь, убила скрывавшегося в нём архиепископа Амвросия, принялась громить карантинные заставы и дома знати.
На подавление восстания были направлены войска под командованием Г.Г. Орлова. После трехдневных боев бунт был подавлен.
Как и все смертные люди на Земле Императрица тоже болела. В своих дневниках Екатерина II пишет о тех временах так: «Я привыкла во время болезни лежать с закрытыми глазами; думали, что я сплю...».
Известно, что сама царица страдала головными болями - мигренями - «умная голова всегда болит». Так герцогиня Элизабет Димсдейл отмечает: «Екатерина выглядит привлекательной для своих 54 лет. Она сдержанна в еде и никогда не ужинает. Из-за частых головных болей перед сном выпивает немного белого вина».
А еще к старости у императрицы образовались язвы на ногах (признак повышенного давления), которые корсар Ламбро-Кочиони лечил ей соляными ваннами (нашел, чем лечить).
Накануне 5 ноября у Екатерины случился инсульт, когда она сидела на ночном горшке. По другой непопулярной версии причиной смерти Екатерины II стал один из необузданных половых актов, у нее произошел разрыв влагалища и матки, что привело к обильному кровотечению, а затем и к смерти (злые современники свидетельствовали).
Но при, допустим, инсульте вместо того, чтоб действовать и призывать врачей, ее уложили на постель, пригласили к ней корсара с его ваннами. А агония императрицы продолжалась, „кровь то бросалась в голову и переменяла совсем черты ее лица, то опускалась вниз, возвращая ему естественный вид”. Иногда казалось, что смерть оставила Екатерину „в объятиях сладкого сна. Приятность и величине возвратились опять в черты лица ее». О ее состонии никому не сообщали, держали все в тайне. И только к 11 часам утра 5 ноября, когда к царице приходили внуки, пришлось сообщить ближнему кругу. Сын Павел рыдал и целовал мать, создалось впечатление, что он ее простил.
Умерла она 6 ноября 1796 года в возрасте 67 лет от инсульта, будучи уже очень тучной женщиной.
«Наша благочестивейшая великая государыня императрица Екатерина Алексеевна, быв объята страданием вышеописанной болезни через продолжение 36 часов, без всякой перемены, имея от рождения 67 лет, 6 месяцев и 15 дней, наконец, 6-го числа ноября, в четверг пополудни, в три четверти 10-го часа, к сетованию всея России, в сей временной жизни скончалась”, — так камер-фурьерский журнал сообщает о смерти Екатерины II.
Хотя ее болезни и болезни ее супруга мы могли бы не рассматривать, поскольку происхождение их законного потомка все время подвеграется сомнению. Но для полноты картины это необходимо, ведь от Павла родились будущие императоры Александр I и Николай I.
Алена Ли.