Всё началось с XX съезда КПСС и секретного доклада Хрущёва «О культе личности и его последствиях» в отношении Сталина. Нет, на самом деле всё началось намного раньше, когда было объявлено о смерти Сталина. К такому потрясению советское общество было не готово. Некоторые не готовы были такое себе даже представить ни в мечтах, ни со страхом.
Как это обычно и бывает: часть общества замерла в нерешительном ожидании (что будет дальше?), в то время как наиболее активные и креативные деятели принялись строить «новый мир». Конечно, это в этом всём была некая доля иллюзии. Мы знаем, что «свобода» в искусстве длилась ровно до момента принятия нового произведения сотрудниками партийного управления.
В декабре 1962 года произошел разгром выставки художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже Первым секретарем КПСС Никитой Хрущевым. Это, пожалуй, было одно из самых резонансных и громких событий того времени, которое вылилось в последствии в кампанию по борьбе власти с формализмом и абстракционизмом.
В театре тоже случались горькие дни – когда «закрывали» очередной спектакль выдающегося режиссера. («Три сестры» А. Эфроса, «Римская комедия» Г. Товстоногова, «Мистерия-Буфф» П. Фоменко, «Матросская тишина» О. Ефремова и другие) Но несмотря на это изобретательные художники продолжали своё дело по созданию новой художественной реальности.
В своей книге «Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики. Ч. 2.: Советский театр 1917 – 1991 гг.» Виталий Николаевич Дмитриевский отмечает:
«Происходящее в стране события 1950 – 1960-х гг. не только подвергали испытанию сложившиеся социальные и идеологические основы. Стремительные перемены заставляли людей заново переосмысливать жизнь, переоценивать установки, авторитеты и в ходе поступающей информации, и на уровне мироощущения, системных отношений».
Опорой для этих поисков в том числе становилось и искусство, которое должно было как подстроиться под новую действительность, так и преобразить её. Театр в этом процессе не был исключением, а может быть играл наиболее значимую роль среди всех искусства, так как в зрительном зале предполагается активный диалог между творцами и публикой.
В 1956 году в театральной жизни страны произошло два важнейших события, которые существенным образом сказались на дальнейшем развитии советского искусства:
- Г. А. Товстоногов был назначен главным режиссером Большого драматического театра в Ленинграде.
- Была основана «Студия молодых актеров», которая через два года приобрела название театра-студии «Современник», в Москве.
Можно считать, что обе столицы получили определенную точку отсчета нового времени театральной жизни. Творческие коллективы во главе с такими лидерами как Георгий Александрович Товстоногов и Олег Николаевич Ефремов становились своеобразными «локомотивами» всей художественной мысли сценического искусства того времени.
Вместе с этим надо понимать, что театральный ландшафт эпохи «оттепели» был создан не исключительно представленными выше событиями. Вместе с этим:
- с 1954 года в Москве уже работал Анатолий Эфрос;
- чуть позже Игорь Владимиров был назначен главным режиссером в театр имени Ленсовета в Санкт-Петербурге;
- в это время первые свои работы представлял Петр Фоменко;
- к концу этого периода Юрий Любимов со своей труппой пришел в театр на Таганке…
Таким образом, совокупность подобных явлений заложила новый вектор театрального искусства страны. Режиссеры нового времени словно впустили на сцену саму жизнь. В центре их внимания становился человек, при чем не только в идеальном смысле – герой пьесы, но и личность самих актеров приобретала большое значение. Формировались группы художников, которые занимались сотворчеством. Вокруг каждого большого режиссера образовывалась отчетливый ареал единомышленников.
Труппа театра «Современник» изначально была единым «организмом», так и заявив о себе на театральной сцене. Г.А. Товстоногов для осуществления собственных художественных идей тоже собрал вокруг себя команду актеров, в число которых входили Т.В. Доронина, П.А. Луспекаев, З.М. Шарко, К.Ю. Лавров, Л.И. Макарова, В.И. Стржельчик, Э. А. Попова, О.В. Басилашвили и другие. А. В. Эфрос на своем режиссерском пути также ставил во главу творческого сочинения – актерский ансамбль, в котором была неизменная прима – О.М. Яковлева.
Эти театральные коллективы переносили на сцену, в том числе современную драматургию, но какую! Розов, Володин, Арбузов, Вампилов. Это были очень важные авторы для великих режиссеров того времени.
Вместе с этим безусловная необходимость ставить так называемые «производственные» пьесы заставляла эти театры отвлекаться от большой работы и уделять внимание другому материалу. Но нельзя сказать, что в отношении подобных произведений театральные художники были пренебрежительны, даже здесь они пытались отыскать, то «человеческое», ту духовную сущность, в которой они видели основу своего искусства.
Главной действующей силой в вопросах современной драматургии. конечно, был театр «Современник». Театр и заявил о себе спектаклем «Вечно живые», поставленном по пьесе Виктора Розова. (Эта же пьеса послужила основой фильма «Летят журавли», который стал «первой ласточкой» нового кинематографа)
С пьесы же Виктора Розова начинался и путь режиссера Анатолия Эфроса на столичных подмостках в 1954 году. Тогда он поставил спектакль «В добрый час» в Центральном детском театре.
Почему это важно?
Идеологический слом, который произошел в общественных и правительственных настроениях после смерти Сталина, оказывал большое влияние на культуру страны. Деятели искусства стремились найти тот язык разговора с публикой: зрителями, читателями, слушателями, который был бы приемлемым с точки зрения будущей политики. Для театра было важно, как можно быстрее обозначить актуальную проблематику художественных произведений. Такая массированная атака со стороны деятелей культуры на устоявшиеся догмы общественного сознания отражалась и в изменениях настроений партийного руководства. Театр эпохи «оттепели» стремился говорить со зрителями такими интонациями, которые позволяли бы раскрывать духовную, нравственную сущность современного им человека, а не только его общественную, или даже функциональную, роль.
Первые спектакли БДТ под руководством Г.А. Товстоногова – французская комедия «Шестой этаж», румынская «Безымянная звезда» и пьеса о советской студенческой молодежи «Когда цветет акация» (реж. И. Владимиров). В.Н. Дмитриевский отмечает такую реакцию публики на эти события:
«Зал БДТ тут же заполнила молодежь, которая обеспечила успех премьерам – современный Запад, хоть и идеологически обличаемый, привлекал раскованностью буржуазных нравов, вызывающей бравадой героев».
Наверное, именно с 1956 года зритель стал массово стремиться в театр, формируя в дальнейшем очереди из желающих попасть на спектакль. Театр стал разговаривать с публикой на понятном ей языке, стал обсуждать те темы, которые по-настоящему волнуют каждого человека. На сцене стали появляться герои, с которыми можно было себя отождествить. В этом пространстве больше не нужны были пышность, яркость и красочность внешних эффектов, пафос. Важной стала сценическая ПРАВДА. И эта потребность в настоящем, честном и искреннем разговоре объединила театральных деятелей (актеров и режиссеров) со зрителями (молодежью и интеллигенцией).
В отношении театра «Современник» В.Н. Дмитриевский говорит:
«Молодая публика послевоенных лет чутко воспринимала правдивость деталей, психологические оттенки взаимоотношений героев, ценила человеческую деликатность, тонкость, глубинную интеллигентность. Две эти темы – молодость и интеллигентность – по сути дела стали программными, смыслообразующими для театра и определили публичное пространство многих работ «Современника» последующих лет».
Таким образом, поворотный момент в судьбе страны сыграл большое значение и в жизни её искусства. На театральной карте стали зажигаться не только неповторимые звёзды небывалого таланта, но и целые созвездия. Дальнейшее развитие советской культуры будет опираться именно на трансформации 1956 года.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение разговора об эпохе «оттепели», а также статьи ПРО: Императорские театры, Алису Фрейндлих, современный театр и Юрия Бутусова и другие.
#советский театр #советское искусство #Товстоногов #БДТ #современник