Найти в Дзене
Виражи истории

Судьба "Золотой Адель", которую нацисты отобрали у владельцев

Оглавление

"Портрет Адели Блох-Бауэр I", написанный Густавом Климтом, - один из самых удивительных картин всего 20 столетия. Присвоенное нацистами, после окончания войны полотно было объявлено Австрией национальным достоянием. Законному владельцу пришлось долгие годы бороться в суде, чтобы вернуть портрет родственницы в семью.

Адель Блох-Бауэр родилась в одной из самых богатых еврейских семей Вены. Ее отец Мориц, был директором Венского банка, а ее муж Фердинанд, который был на несколько лет старше, владел сахарной империей. Адель было 26 лет, когда она позировала Климту.

Византийское вдохновение

Фердинанд до безумия любил свою красавицу жену. В1903 году заказал мастеру венского модерна Густаву Климту написать портрет Адель. Приняв заказ, художник отправился в Венецию за вдохновением.

Потрясенный красотой византийского искусства, ослепленный золотыми мозаиками собора Святого Марка, он понял, как будет рисовать жену Фердинанда.

-2

Климт вернулся в Вену и принялся изучать искусство золочения. Он нарисовал десятки эскизов для будущего портрета. Наконец, стоя лицом к лицу с Адель, художник приступил к созданию шедевра. Он изобразил ее бледный цвет лица, ее волосы, длинные руки, и эбеновые глаза, полные воображаемого страха за будущее.

Наполненный впечатлениями от Венеции и Равенны, Климт одел Адель в золото. Он тщательно, сантиметр за сантиметром, нанес чешуйки драгоценного металла. Художник проделал то же самое и с фоном, но изменил оттенки сверкающего золота.

Законченный в 1907 году, портрет сразу же стал сенсацией. Он восхитил даже представителей семейства Габсбургов. Сама Адель, и без того имевшая репутацию светской дамы, прославилась ещё больше, став символом современной женщины.

-3

Ещё одна Адель

Но "золотая Адель", была не единственным образом госпожи Блох-Бауэр, вышедшим из-под кисти Климта. В 1912г. он написал еще один ее портрет, где она предстала зрелой и прямой женщиной, которая уже не соблазняет. Её глаза изображены уставшими, а зубы пожелтевшими от сигарет. Современники говорили, что такой она и была на самом деле.

Некоторые искусствоведы считают, что трансформация, запечатленная на полотне, показывает конец предполагаемого любовного романа между художником и его музой. Даже если это и было так, Климт и Адель оставались друзьями до самой смерти художника. Г-жа Блох-Бауэр пережила его всего на семь лет.

Восковая фигура
Восковая фигура

Последнее завещание Адель

Муза художника скончалась в 1925 году, в возрасте 44 лет. Вероятной причиной смерти был менингит. Перед смертью Адель составила завещание, в котором попросила мужа, чтобы:

"после его смерти два <...> портрета и четыре пейзажа, написанные Густавом Климтом, отправились в Австрийскую галерею в Вене".

Фердинанд, несомненно, исполнил бы последнее желание своей любимой жены, но в 1938 году ему пришлось бежать из Вены. Так как он и другие члены семьи, имели еврейское происхождение. Вдовец сделал это буквально за несколько дней до того, как Гитлер оккупировал Австрию. Портрет Адели остался в их квартире на Элизабетштрассе 18, как и многие другие ценности.

-5

Портрет был изъят последователями нацистской идеологии, которые грабили еврейское имущество.

Несмотря на то, что и сам Климт был евреем, фюреру нравились его произведения. Густав имел счастье похвалить работы начинающего художника Гитлера. Поэтому картины Климта не подвергались репрессиям и не уничтожались. Но портрет лишили личности. Писательница Магдалена Огорек в своей книге рассказала, что в начале 1943 года гауляйтер Вены Бальдур фон Ширах:

"<...> выставил портрет Адели Блох-Бауэр в галерее Сецессион в Вене. Она называлась "Портрет женщины с золотым фоном" - еврейская женщина не могла быть образцом женской красоты, поэтому ее обезличили. <...> Золотая дама стала символом Вены, одной из культурных столиц Европы".

В это время Фердинанд находился в Швейцарии. В Цюрихе он дожил до конца войны, но умер через шесть месяцев после ее окончания, в возрасте 81 года. Незадолго до смерти, потрясенный отношением австрийцев, которые в подавляющем большинстве поддерживали Гитлера в ненависти к евреям, он изменил свое завещание.

Адель
Адель

Он решил, что работы Климта не будут включены в коллекцию Венского музея. Он завещал остаток своего некогда огромного состояния (большая часть которого была конфискована нацистами) детям своего брата (и сестры Адель) Луизе, Марии и Роберту. Сама Адель не смогла стать матерью, у неё не было детей.

Борьба за наследство

Однако австрийские власти полностью проигнорировали последнюю волю Фердинанда. Портрет Адель был объявлен национальным достоянием и в течение десятилетий выставлялся в галерее Бельведер. Племянница Фердинанда Мария Альтманн, лишилась не только завещанного, но и личного имущества, которое у неё отобрали австрийские нацисты, и в начале 90-х решила вернуть работы Климта.

-7

После 10 лет ожесточенной судебной борьбы пожилая Мария Альтманн выиграла дело в Верховном суде 17 января 2006 года. Все картины Климта должны были быть возвращены Марии и ее семье. Вена была обклеена плакатами "Чао, Адель", австрийцы не могли поверить в случившееся.

Золотой портрет был выкуплен владельцем одной из крупнейших в мире косметических компаний. Рональд Лаудер заплатил Марии ошеломительные деньги - 135 млн. долларов. Он вернул работе художника ее первоначальное название и открыл для публики в нью-йоркской "Neue Galerie".

🐎 Спасибо, что дочитали до конца! Пожалуйста, сделайте репост, чтобы помочь развитию канала! А желающие могут проспонсировать канал, перейдя по ссылке:

СПОНСИРОВАТЬ

>>>>>>>Подписывайтесь на канал <<<<<<<