В 2006 году Датский национальный банк начал очередную кампанию по замене обращающихся банкнот знаками нового образца. Эта серия купюр стала в истории датской валюты самой защищённой от подделок – например, на банкнотах появились защитная голограмма и ныряющая нить с рисунком. С точки же зрения дизайна банкноты также весьма изменились: было решено отказаться от ставших традиционными портретов, заменив их изображениями мостов. Некоторые увидели в этом своеобразный символ – подготовку населения к переходу на евро. Однако руководство Датского национального банка объяснило изображение мостов не только как символы единства разных частей Дании и единства Дании со странами Европы, но и движение из прошлого в будущее (такой идеи придерживался и австрийский художник Роберт Калина, автор рисунков к банкнотам евро).
А вот к оформлению оборотной стороны билетов подошли оригинально: автор рисунков новых банкнот – датская художница Карин Биргитте Лунд изобразила разнообразные археологические находки из доисторических времён из разных уголков страны (это довольно редкий сюжет в оформлении банкнот), точнее – из тех мест, где стоят соответствующие мосты, на фоне местного пейзажа. При этом защитная голограмма на лицевой стороне выполнена в виде соответствующего предмета. Ещё одно замечание: на обороте купюр приведена ещё небольшая карта-схема, на которой отмечено расположение моста и место обнаружения доисторической находки.
Так, на купюре в 50 крон, выпущенной в 2009 году и открывавшей новую серию знаков, изобразили современный мост Саллингсунн на севере Дании, соединяющий полуостров Саллинг с островом Морсё (длина моста более 1 700 метров). На обороте купюры – древний сосуд каменного века, найденный в этих краях (в местечке Скарпсаллинг). Кстати, достоинство купюры написано на датском языке не “femti” как на предыдущих выпусках, а словом “halvtreds”. Оно происходит от старого датского слова “halvtredsindstyve”, которое буквально переводится как «два с половиной раза по двадцать» - именно этим словом обозначалось достоинство датских купюр в 50 крон до начала 50-х годов.
В 2010 году серию продолжили купюрами по 100 и 200 крон. На первой – железнодорожный мост Малый Бельт, соединяющий Ютландию с островом Фюн. На обороте – кинжал из кремня, найденный на островке Фанё, входившем в XIX веке в состав расположенного на острове Фюн поместья Хинсгавль.
На купюре в 200 крон посвященной столице Дании – здесь изображён разводной мост Книппельсбро во внутренней гавани Копенгагена, соединяющий несколько столичных районов (это пятый по счёту мост на этом месте, первый был возведён ещё в XVII веке). Поясная пряжка бронзового века, обнаруженная в болоте близ местечка Ландструп на севере острова Зеландия, изображена на обороте билета.
Наконец, в 2011 году серию завершили самыми крупными банкнотами – в 500 и 1 000 крон.
На бумажке в 500 крон напечатано изображение очень красивого арочного моста Королевы Александрины (между островами Зеландия и Мён, его длина почти 750 метров), одного из самых ярких творений инженера Анкера Энглунда. На обороте – бронзовый сосуд, найденный близ местечка Кельдбю на острове Мён.
Сюжеты тысячной купюры возвращают нас на остров Зеландия. На обороте – найденная в болоте Трундхольм на Зеландии бронзовая фигурка, изображающая повозку с бронзовым диском. Археологи сходятся во мнении, что это – аллегорическое изображение Солнца. На лицевой стороне билета – подвесной мост Большой Бельт между островами Зеландия и Фюн (длиной почти 6 800 метров!).
#датская крона #деньги мира #нумизматика #бонистика #Дания #культура европы #архитектура европы
см. также: