Найти тему
Театр «Человек»

ЧЕЛОВЕК, СОЗДАВШИЙ «ЧЕЛОВЕКА»

Два года тому назад, 20 мая 2020 года, на 82-м году жизни скончалась Людмила Романовна Рошкован. Но даже безотносительно этой печальной для нас даты, второй по счету пост этого недавно открытого канала в любом случае должен был быть посвящен этому человеку.

Человеку, создавшему Театр «Человек».

Будущая мать-основательница и многолетний художественный руководитель нашего театра родилась 1 июля 1938 года в Москве, в семье инженера Романа Исааковича Рошкована, погибшего на фронте в декабре 1942-го. В 23-летнем возрасте она оканчивает актерскую студию при Театре имени Ленинского комсомола, а спустя еще 4 года – режиссерский факультет Московского института культуры. Далее в биографических справках следует такая фраза: «С 1966 года работала актрисой и режиссером в театрах Москвы и городов России». Об этом «до-Человеческом» этапе творческой деятельности Людмилы Рошкован нам сегодня, прямо скажем, мало что известно: она являла собой личность, любившую – в точном соответствии с заветом Станиславского – не себя в искусстве, а искусство в себе. Однако, можно со значительной долей уверенности предположить, что с актерской профессией все складывалось весьма достойно. Ведь роль Роксаны в «Сирано де Бержераке» просто так и абы кому не доверят. А Рошкован эту роль сыграла, о чем свидетельствует фотография, соответствующим образом подписанная, обнаруженная нами в ее архиве.

Людмила Рошкован в роли Роксаны в спектакле «Сирано де Бержерак» Э. Ростана
Людмила Рошкован в роли Роксаны в спектакле «Сирано де Бержерак» Э. Ростана

К сожалению, ни про театр, ни про партнера нам пока ничего разузнать не удалось – даже старейшины театра затруднились вспомнить что-то конкретное об этой, равно как и о других актерских работах Людмилы Романовны. Впрочем, мы очень надеемся, что с помощью наших читателей мы сумеем восстановить некоторые немаловажные страницы ее жизни в искусстве. Ведь, наверняка, еще живы зрители, видевшие актрису Л. Рошкован на сцене. А возможно, и ее партнеры. Ждем ваших сообщений и комментариев – к 85-летию со дня рождения основателя «Человека», который будет отмечаться летом следующего года, нам бы очень хотелось максимально восстановить ее биографию.

Но как бы то ни было, второе из полученных образований в итоге берет верх над первым, и в 1974 году начинающий режиссер приходит в Московский электротехнический институт связи (МЭИС), дабы возглавить там студенческую театральную студию. Об этом учебном заведении, которому было суждено стать alma mater «Человека» мы рассказывали в предыдущей публикации, а сейчас повторим лишь главный факт: свою первую работу под названием «Человек, победивший смерть» студия представила 16 октября 1974-го. Это был не вполне драматический спектакль, а как бы сегодня сказали, «сценическая композиция», основанная на стихах Эдуарда Межелайтиса, текстах Антуана де Сент-Экзюпери и письмах солдат, не вернувшихся с фронта. Впрочем, и первая «полноценная» постановка, вышедшая в следующем году, также была посвящена теме Великой Отечественной. Интересно заметить, что повесть Бориса Васильева «В списках не значился» была инсценирована и поставлена студией МЭИС практически одновременно с тем самым Театром им. Ленинского комсомола, где проходила свои первые сценические университеты Людмила Романовна.

Программка спектакля безымянной пока Театральной студии Московского ордена Трудового Красного знамени электротехнического института связи. Тираж 500 экземпляров.
Программка спектакля безымянной пока Театральной студии Московского ордена Трудового Красного знамени электротехнического института связи. Тираж 500 экземпляров.

Спектакль молодого режиссера Марка Захарова в театре, еще не именовавшегося в ту пору Ленкомом, по сути открыл городу и миру молодого артиста Александра Абдулова. Но в одноименной студенческой сценической работе начинающего режиссера Людмилы Рошкован также был занят не один из тех, кто в обозримом будущем станет весьма заметными фигурами на российском театральном небосклоне.

Та же самая программка – внутренний разворот. В числе исполнителей и создателей спектакля можно обнаружить крайне любопытные фамилии
Та же самая программка – внутренний разворот. В числе исполнителей и создателей спектакля можно обнаружить крайне любопытные фамилии

Театр «Человек», как хорошо известно, дал путевку в большую сценическую жизнь целому ряду выдающихся артистов и режиссеров. Причем начался этот процесс уже на самой заре его существования, о чем со всей очевидностью свидетельствуют архивные фото.

Сцена из спектакля «В открытом море» С.Мрожека, поставленном Театром-студией «Человек» в 1980 году. Театралы со стажем, наверняка, легко опознают двух занятых в нем исполнителей.
Сцена из спектакля «В открытом море» С.Мрожека, поставленном Театром-студией «Человек» в 1980 году. Театралы со стажем, наверняка, легко опознают двух занятых в нем исполнителей.

Через несколько лет после своего возникновения студия покидает стены Института связи, обретает свое имя и отправляется в самостоятельное плавание, которое продолжается уже почти полвека. 44 года им руководила Людмила Романовна Рошкован.

Уникальный человек, создавший Театр «Человек».

Людмила Рошкован и Григорий Мануков
Людмила Рошкован и Григорий Мануков

Этим замечательно символичным фото, на которой худрук театра поздравляет с премьерой молодого артиста МХАТа и Театра «Человек» Григория Манукова, нам бы хотелось завершить сегодняшнюю публикацию.

Спасибо Вам за всё, дорогая Людмила Романовна!