Два года тому назад, 20 мая 2020 года, на 82-м году жизни скончалась Людмила Романовна Рошкован. Но даже безотносительно этой печальной для нас даты, второй по счету пост этого недавно открытого канала в любом случае должен был быть посвящен этому человеку.
Человеку, создавшему Театр «Человек».
Будущая мать-основательница и многолетний художественный руководитель нашего театра родилась 1 июля 1938 года в Москве, в семье инженера Романа Исааковича Рошкована, погибшего на фронте в декабре 1942-го. В 23-летнем возрасте она оканчивает актерскую студию при Театре имени Ленинского комсомола, а спустя еще 4 года – режиссерский факультет Московского института культуры. Далее в биографических справках следует такая фраза: «С 1966 года работала актрисой и режиссером в театрах Москвы и городов России». Об этом «до-Человеческом» этапе творческой деятельности Людмилы Рошкован нам сегодня, прямо скажем, мало что известно: она являла собой личность, любившую – в точном соответствии с заветом Станиславского – не себя в искусстве, а искусство в себе. Однако, можно со значительной долей уверенности предположить, что с актерской профессией все складывалось весьма достойно. Ведь роль Роксаны в «Сирано де Бержераке» просто так и абы кому не доверят. А Рошкован эту роль сыграла, о чем свидетельствует фотография, соответствующим образом подписанная, обнаруженная нами в ее архиве.
К сожалению, ни про театр, ни про партнера нам пока ничего разузнать не удалось – даже старейшины театра затруднились вспомнить что-то конкретное об этой, равно как и о других актерских работах Людмилы Романовны. Впрочем, мы очень надеемся, что с помощью наших читателей мы сумеем восстановить некоторые немаловажные страницы ее жизни в искусстве. Ведь, наверняка, еще живы зрители, видевшие актрису Л. Рошкован на сцене. А возможно, и ее партнеры. Ждем ваших сообщений и комментариев – к 85-летию со дня рождения основателя «Человека», который будет отмечаться летом следующего года, нам бы очень хотелось максимально восстановить ее биографию.
Но как бы то ни было, второе из полученных образований в итоге берет верх над первым, и в 1974 году начинающий режиссер приходит в Московский электротехнический институт связи (МЭИС), дабы возглавить там студенческую театральную студию. Об этом учебном заведении, которому было суждено стать alma mater «Человека» мы рассказывали в предыдущей публикации, а сейчас повторим лишь главный факт: свою первую работу под названием «Человек, победивший смерть» студия представила 16 октября 1974-го. Это был не вполне драматический спектакль, а как бы сегодня сказали, «сценическая композиция», основанная на стихах Эдуарда Межелайтиса, текстах Антуана де Сент-Экзюпери и письмах солдат, не вернувшихся с фронта. Впрочем, и первая «полноценная» постановка, вышедшая в следующем году, также была посвящена теме Великой Отечественной. Интересно заметить, что повесть Бориса Васильева «В списках не значился» была инсценирована и поставлена студией МЭИС практически одновременно с тем самым Театром им. Ленинского комсомола, где проходила свои первые сценические университеты Людмила Романовна.
Спектакль молодого режиссера Марка Захарова в театре, еще не именовавшегося в ту пору Ленкомом, по сути открыл городу и миру молодого артиста Александра Абдулова. Но в одноименной студенческой сценической работе начинающего режиссера Людмилы Рошкован также был занят не один из тех, кто в обозримом будущем станет весьма заметными фигурами на российском театральном небосклоне.
Театр «Человек», как хорошо известно, дал путевку в большую сценическую жизнь целому ряду выдающихся артистов и режиссеров. Причем начался этот процесс уже на самой заре его существования, о чем со всей очевидностью свидетельствуют архивные фото.
Через несколько лет после своего возникновения студия покидает стены Института связи, обретает свое имя и отправляется в самостоятельное плавание, которое продолжается уже почти полвека. 44 года им руководила Людмила Романовна Рошкован.
Уникальный человек, создавший Театр «Человек».
Этим замечательно символичным фото, на которой худрук театра поздравляет с премьерой молодого артиста МХАТа и Театра «Человек» Григория Манукова, нам бы хотелось завершить сегодняшнюю публикацию.
Спасибо Вам за всё, дорогая Людмила Романовна!