Сектор бизнес-авиации в России впадает в штопор, поскольку ужесточающиеся санкции Запада из-за событий в Украине наносят серьезный ущерб отрасли. В настоящее время три российских чартерных компании прекратили полеты, а треть владельцев частных самолетов в стране, чтобы сократить свои убытки, продает их по сниженным ценам
Ситуация еще больше усугубляется запретом на использование принадлежащих России бизнес-самолетов в других странах, что ограничивает их активность только внутренними маршрутами. Если они вообще смогут летать, поскольку санкции, связанные с событиями в Украине, запрещают западным компаниям заправлять, обслуживать или поставлять запчасти для бизнес-джетов, принадлежащих россиянам.
Алексей Бутримов, генеральный директор московской компании BJet, заявил, что весь сектор деловой авиации в стране фактически находится под угрозой уничтожения. Он пояснил, что перевод самолетов бизнес-класса в российский регистр, вызванный отменой регистраций иностранных самолетов, принадлежащих России, по сути, ставит самолет на прикол, поскольку техническое обслуживание практически отсутствует.
Это также связано с отсутствием налаженного вторичного рынка запчастей. По его словам, существующий узкий серый рынок требует до одного месяца на поставку и стоит в 10 и более раз дороже.
Тем не менее, в отличие от пассажирской авиации, бизнес-авиация в России была не в такой мере затронута проблемой возврата самолетов лизингодателям. Ранее EBAA - European Business Aviation Association сообщила, что граждане России владеют менее чем 500 бизнес-джетами. Однако по оценкам экспертов, реальное количество самолетов, аффилированных с россиянами, составляет от 600 до 800, из них около 100 — в собственности авиакомпаний.
Между тем, согласно данным WingX Advance, трафик деловой авиации в России сократился на 50–70% после начала спецоперации в Украине в конце февраля. При этом стоимость перелета за границу увеличилась вдвое, а внутри страны – в 1,5 раза. Например, рейс чартера из Москвы в Санкт-Петербург, стоивший в феврале $25 тыс., теперь стоит около $40 тыс.
Тем не менее, некоторые российские игроки этого рынка рассчитывают продолжить свою деятельность, ориентируясь на восточные страны. В плане технического обслуживания самолетов эти операторы возлагают большие надежды на Китай, Индию и Иран.
Кроме того, некоторые центры в России уже получили сертификаты на проведение технического обслуживания бизнес-джетов и расширили перечень работ. Они уверены, что поставки комплектующих можно будет наладить из стран, не присоединившихся к санкциям против России.
Участники рынка предвидят, что в условиях кризиса элите российского бизнеса придется летать чаще, так как новые проблемы потребуют их личного присутствия. Это, скорее всего, даст толчок для полетов бизнес-авиации внутри России.
Тем временем ведущие российские компании готовятся к трудным временам. Олег Иванов из UTG Private Aviation, входящей в группу UTG и являющейся оператором в аэропорту Домодедово, сказал, что в его зоне влияния значительно сократился трафик деловых самолетов. Тем не менее, сказал он нашему изданию, что, хотя экономические последствия событий в Украине будут печальными, у группы дела обстоят лучше, чем у других российских операторов, потому что она обслуживает как деловые самолеты, так и пассажирские авиалайнеры в регионах.
«Мы рассматриваем снижение трафика в ближайшие месяцы как возможность для более быстрой реализации проекта реконструкции Центра деловой авиации в Домодедово», — добавил Олег Иванов. «За год мы добились значительного прогресса и не собираемся останавливать развитие нашей инфраструктуры в Домодедово. Мы продолжаем инвестировать в обновление и расширение нашей компании, улучшение обслуживания и внедрение новых услуг для клиентов».
По словам Иванова, рынок бизнес-авиации в России до сих пор находится в состоянии глубокого шока. Он сказал, что для большинства владельцев и эксплуатантов бизнес-джетов ситуация меняется в зависимости от состояния регистрации воздушных судов, новых ограничений и других факторов.
Иванов настроен весьма оптимистично, хотя отраслевые аналитики за пределами страны по-прежнему скептически относятся к будущим перспективам деловой авиации в России. Управляющий директор WingX Advance Richard Koe считает, что деловая авиация в России будет продолжать падать, и в ближайшем будущем у нее мало шансов на восстановление.
«Связи с Западом будут разорваны, и будет интересно посмотреть, что Турция и страны Ближнего Востока предпримут в отношении санкций против олигархов», — сказал он нашему изданию. «Другой фактор заключается в том, что принадлежащие России самолеты не смогут иметь технического обслуживания и, возможно, перестанут летать».
Источник: Aviation International News
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале
- Новые санкции: теперь и слоты...
- «Аэрофлот» купил восемь Airbus A330, застрявших в России