Последние годы коммунисты, сталинисты и прочие левые деятели к месту и не к месту приводят «фразу» Сталина, в которой он как бы пророчески определил своё будущее. Звучит она так: «Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но ветер времени безжалостно сметёт его».
Сегодня эта как бы цитата красуется на одной из стен музея И.В. Сталина в его родном Гори, а также она была на табличке бюста вождя в Сургуте. Её часто используют различные блогеры, публицисты и просто теледеятели на своих политизированных шоу.
Но, как всегда в историях с громкими фразами, мало кто задумывается о том, где она была сказана, когда и как зафиксирована.
Некоторые источники утверждают, что Сталин сказал эти слова в 1943-м году. Однако ни одно печатное издание того времени это не подтверждает. Об этом нет ничего ни в газетах, ни в опубликованных речах Сталина, ни в книгах о нём. Не нашли её историки и в других советских изданиях.
Впервые фраза появилась в.. девяностые годы. Писатель Трапезников в своём романе «Завещание красного монарха» упоминает мифический черновик завещания вождя, якобы в нём была эта фраза. Любопытно, что за несколько лет до Трапезникова в романе американского писателя Соловьёва «Операция «Мавзолей» появился любопытный фрагмент: «За несколько месяцев до смерти он сказал одному из охранников: «Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но время всё сметёт».
Примечательно, что в своих мемуарах, изданных в 2004 году, маршал Александр Голованов, вспоминая Сталина, пишет, что встречался с ним 5 или 6 декабря 1943-го года. Именно тогда, по словам маршала, тот и сказал ему: «Я знаю, что, когда меня не будет, не один ушат грязи будет вылит на мою голову. Но я уверен, что ветер истории всё это развеет». Странно тут то, что при советской власти мемуары Голованова так и не были изданы, хотя казалось бы, что мешало?
Масла в огонь добавил небезызвестный Феликс Чуев. В книге «Сто сорок бесед с Молотовым» он писал, что то ли в 1971-м, то ли в 1976-м году бывший нарком иностранных дел говорил ему: «Сам Сталин, помнится, сказал во время войны: "Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора. Но ветер истории безжалостно развеет её!"».
Казалось бы, есть два более или менее авторитетных источника, подтверждающих подлинность цитаты. Однако возникают другие вопросы. Почему этой фразы историки так и не нашли в сталинском архиве? А он достаточно богат документами. Книги маршала и про Молотова вышли после их смерти, и есть сомнения, что авторы проверяли подлинность сказанного. К тому же, как сообщают исследователи, в авторском варианте мемуаров Голованова, то есть в неопубликованном в семидесятые годы варианте, этой сталинской фразы нет.
Также вызывает недоверие и сам Феликс Чуев. По своим убеждениям советский поэт был ярым сталинистом и автором нескольких мифов о своём кумире. Он также пустил в народ якобы цитату Черчилля о том, что «Сталин… принял Россию с сохой и оставил её с атомным вооружением». Однако это, как сказали бы сейчас, фейк. Британский премьер никогда и нигде не говорил этого, а его наследие – речи, статьи, выступления в парламенте – опубликованы и изучены. Мотивы мифотворчества Чуева понятны, но к истории и фактам они не имеют никакого отношения.
Впрочем, рядовым читателям и поклонникам всего советского нравятся такие «мудрые слова» Сталина, в них, как им кажется, он заглянул в будущее, что говорит о его гениальности. Их даже не смутит, что по одной версии, вождь говорит это в сорок третьем году, а в другой – в пятьдесят третьем. И есть ли смысл в таком случае объяснять, что это всего лишь художественный вымысел, как и так называемая «доктрина Даллеса» из романа Иванова «Вечный зов»?