Большинство школьных программ построено так, что каждая новая тема требует освоения предыдущей, а на повторение материала в классе зачастую не хватает времени. Поэтому одна невыученная тема урока может вызвать целую лавину проблем. В этой статье мы расскажем, как помочь ребёнку быстро наверстать упущенное.
Причины пробелов в знаниях
Правильное понимание причин избавит от снижения успеваемости. Чаще всего пробелы в знаниях учащихся возникают из-за:
- Пропусков по болезни. Если ребёнок долго не посещает школу из-за проблем со здоровьем, он наверняка отстанет от учебной программы. Для детей, которые не могут ходить в школу по медицинским показаниям, может быть организовано надомное обучение. Однако его качество зачастую не позволяет устранить пробелы в знаниях ребёнка.
- Отсутствия учителя. Если в школе по какой-то причине отсутствует педагог-предметник, пробелы в знаниях возникают у всего класса. Когда уроки возобновляются, у учителя уже не остаётся времени хорошо объяснить пропущенное. Зачастую детям просто задают прочесть об этом в учебнике. Если кто-то чего-то не понял — их проблемы.
- Смены школы. Программы и темп обучения в разных школах отличаются. Возможно, при смене школы ребёнку придётся самостоятельно осваивать материал, уже пройденный его новым классом. Непростая задача, учитывая стресс, который испытывает каждый новенький.
- Высокой нагрузки. Если ребёнок посещает слишком много дополнительных занятий, его концентрация на уроках снижается и он может упустить важное объяснение.
- Отсутствия мотивации. Если ребёнок не понимает, для чего ему пригодится эта информация, едва ли он будет стараться её запомнить.
- Трудностей восприятия. Ребёнок может просто чего-то не понять на уроке — это совершенно нормально. Иногда чтобы разобраться в теме, школьнику требуется особый подход, который учитель не смог или не счёл нужным найти.
Как восполнить пробелы в знаниях
Шаг 1. Выявите проблему
Далеко не всегда ребёнок способен сам определить, чего он не знает. Чтобы диагностировать пробелы в знаниях, можно воспользоваться тестами «Фоксфорда», выбрав нужный класс и предмет. После прохождения теста станет понятно, какие темы ребёнку необходимо подтянуть.
После диагностики распределите пробелы в знаниях школьника в порядке важности — от самых критичных к менее серьёзным. Первые места должны занять пробелы в «базовых» знаниях: например, правописание безударных гласных в корне, знание таблицы умножения, понимание законов механики и так далее. В школе эти знания необходимо применять постоянно, поэтому ими нужно будет заняться в первую очередь.
Шаг 2. Выделите время
Иногда чтобы помочь ребёнку разобраться в непонятной теме достаточного одного вечера. Но если школьник отстал по многим предметам — нужно рассчитать и выделить время на подготовку.
Конечно, ликвидировать пробелы в знаниях удобнее всего на каникулах. Но если решить проблему нужно немедленно — придётся выкраивать время на учебной неделе. Возможно, придётся временно отказаться от посещения кружка или секции. В некоторых случаях можно пожертвовать частью свободного времени ребёнка. Объясните ему, что это временная мера, и чем быстрее он наверстает упущенное, тем раньше сможет вернуться к своим увлечениям. Но помните, школьнику всё же необходимо отдыхать!
Шаг 3. Выберите методику
Выбор мер по ликвидации пробелов в знаниях зависит от трёх факторов:
- объёма пропущенного материала;
- количества времени, которым вы располагаете;
- индивидуальных особенностей ребёнка.