…Встреча деда и внука вышла трогательной. Август будто забыл прошлые обиды, говорил с Агриппой ласково; оба утирали глаза, вспоминали былые дни, умерших близких. Те, кто наблюдал за этой сценой, шептались: в судьбе парня грядут перемены.
По всему видно, старый принцепс сделает наследником именно его, своего кровного родственника. Других не осталось. Со дня на день покинет Агриппа остров Планасию, что между Корсикой и Эльбой, да вернется в Рим.
Неудобная родня
На Планасию третьего внука Цезаря Августа сослали по доносу его жены, императрицы Ливии. Той Агриппа был чужим – его родила дочь Августа Юлия, а Юлию произвела на свет Скрибония, она была с Октавианом (еще не Августом) до Ливии. Родная дочь отца огорчала: Юлия распутничала так, что владыка Рима краснел до ушей. Как-то даже написал письмо в сенат, сетуя на непутевую дочку. Одно хорошо - выйдя за Агриппу, друга и соратника отца, Юлия родила трех сыновей. Мальчики удались; подросли, Август дал им важные посты в армии, с прицелом в консулы. А там и в наследники.
Такой расклад пришелся не по душе Ливии. Ее, матрону редкой красоты, Октавиан в свое время взял от мужа вместе с детьми, Тиберием и Друзом; воспитывал тех как родных (подозревали, Друз был Августу родным сыном). И да, блестящий Друз, победитель германцев, тоже мог претендовать на римский престол, его обожали и легионеры, и народ. Но на взлете славы Друз внезапно скончался от болезни. У Ливии остался один Тиберий, а того Август недолюбливал. Зато лично для нее именно старший сын значил все.
Странные дальше происходят события.
Октябрь 2-го года н.э. Средний внук Августа, 19-летний Луций Цезарь, едет в Испанию и по дороге умирает от болезни в Массилии (Марселе).
Февраль 4-го года н.э. Старший внук Августа, 24-летний Гай Цезарь, раненым возвращается с Армянской войны, по пути умирает в Ликии.
Понятно, кого молва обвиняет в смерти братьев. Но прямых улик против Ливии нет. Есть косвенная: Август усыновляет пасынка Тиберия (таков ритуал наследования). Правда, усыновление ждет и последнего внука Августа, Агриппу Постума; по понятиям Ливии это несправедливо. Она клевещет на Агриппу, очерняет его в глазах принцепса. Август верит жене, ссылает Постума на Планасию. Ливия удовлетворена.
Новая опасность
Августа мучают сомнения; в кругу друзей он жалуется на злой рок, что отнял у него внуков, принудил оставлять империю пасынку. И как там Агриппа, не болеет? Зачем он послушал Ливию, так дурно поступил с мальчиком. Конечно, Агриппа образован хуже старших братьев, к тому же простоват и грубоват, что твой мужлан. Бывает несдержан. А в остальном внук как внук; уж точно лучше жестокого упрямого Тиберия.
Не говоря ни слова Ливии, Август едет на Планасию. Его спутник – верный друг Фабий Максим: не выдаст. Ах, что за поездка! Обиды забыты, Агриппа прощен, он продолжит славную династию Юлиев (сам Октавиан был по матери внучатым племянником Цезаря, которого диктатор усыновил, потому считал себя истинным Юлием).
Увы, Максим пробалтывается о вояже на остров жене. А та – Ливии. Императрица устраивает супругу сцену – дескать, тоже мне, государственная тайна; разве я лишилась твоего доверия? Август стискивает зубы, недобро косится на Фабия Максима. Тот в ужасе. Дома он и его жена, сочтя, что покрыли себя позором, сводят счеты с жизнью.
В том же 14-м году умирает старый Август. Он не успеет передать трон внуку; его займет Тиберий. Тиберий Клавдий Нерон. Спустя несколько дней 26-летнего Постума Юлия Цезаря Агриппу (урожденного Марка) убивают. Ливия цинично поясняет: так завещал великий Август. Ей мало кто верит.
Она доживет до 87-ми, получит все мыслимые почести. Но вдрызг рассорится с любимым Тиберием. Тот заставит себя ждать на похоронах матери; тело Ливии, когда-то первой красавицы Рима, по его вине гниет и разлагается. А Тиберий так и не приедет. Императрицу захоронят спустя много дней.
Автор – Марина Туманова
Обложка: http://www.caas.ru/libya/Lib_96.jpg