Устойчивая инфляция, ограничения в цепочке поставок, продолжающаяся пандемия и война в Украине предвещают значительное замедление роста мирового ВВП в этом году, но не всемирную рецессию.
Перечень рисков для мировой экономики сегодня хорошо известен: Ужесточение политики центральных банков, продолжающиеся сбои в цепочке поставок, устойчивая инфляция, затяжные последствия пандемии и война в Восточной Европе. В нормальные времена любая из этих проблем может привести к снижению темпов роста мировой экономики, но сейчас не нормальные времена.
Согласно базовому сценарию экономистов Morgan Stanley, который они считают наиболее вероятным, мировой ВВП в 2022 году вырастет на 2,9% - менее чем в два раза по сравнению с 2021 годом.
По словам главного глобального экономиста Morgan Stanley Сета Карпентера, мы находимся в "самом хаотичном и труднопредсказуемом макроэкономическом периоде за последние десятилетия".
Глобальная экономическая активность резко замедляется - настолько, что Карпентер и его команда пересмотрели свои прогнозы глобального валового внутреннего продукта в сторону понижения на 170 базисных пунктов за последние три месяца, и риски дальнейшего замедления находятся в центре внимания.
Тем не менее, команда считает, что мировой экономике удастся избежать настоящей рецессии в 2022 году. Согласно их базовому сценарию, который они считают наиболее вероятным, рост мирового ВВП в 2022 году составит 2,9% - менее половины от уровня 2021 года, когда масштабные фискальные стимулы, благоприятная денежно-кредитная политика и подъем деловой активности в рамках COVID-19 обеспечили рост на 6,2%.
На данный момент, по его словам, самые большие риски - а именно, европейское эмбарго на импорт нефти из России и постоянные блокировки Covid в Китае - вряд ли возникнут одновременно. "Совпадение этих несчастливых звезд возможно, отсюда и растущий риск, но это не то, на что мы могли бы рассчитывать", - говорит он.
Вот что стоит за прогнозом Morgan Stanley на середину года.
Должны ли инвесторы начать готовиться к рецессии?
Инфляция все еще высока, но уже достигла своего пика.
За редким исключением, инфляция в большинстве крупных экономик мира находится на высоком уровне, что отражает ограничения в цепочках поставок, напряженность на рынках труда и последовательные волны шока цен на сырьевые товары.
Хотя цены на сырьевые товары остаются неопределенными из-за войны в Украине, цепочки поставок должны продолжать нормализоваться, что позволяет предположить, что инфляция потребительских товаров может снизиться в конце этого года и в 2023 году. Заметным исключением из общих высоких показателей инфляции является Китай, где ограничения Covid резко ограничили спрос и сдерживают инфляцию.
Центральные банки продолжают ужесточение
Центральные банки по всему миру повышают процентные ставки и принимают другие меры для сдерживания инфляции путем ужесточения финансовых условий. При этом политики действуют по разным графикам:
Центральные банки Латинской Америки и Восточной Европы начали повышать ставки в прошлом году, чтобы опередить события. Следовательно, в этих регионах пик ставок придется на конец этого года, а смягчение начнется в следующем году.
США и другие развитые рынки недавно начали повышать ставки, но теперь сталкиваются с компромиссом между высокой инфляцией и замедлением роста.
Европейский центральный банк заметно отстает. Однако экономисты Morgan Stanley считают, что ЕЦБ прекратит количественное смягчение (т.е. покупку облигаций для поддержания кредитного потока) и дважды повысит процентные ставки до конца этого года.
В Азии центральные банки нормализуют политику, но не всегда синхронно. Например, Резервный банк Индии (РБИ) удивил рынки повышением ставки в начале мая. В отличие от Японии, где, по мнению экономистов, Банк Японии будет придерживаться стабильной политики.
Риски снижения перевешивают риски повышения
Учитывая факторы, препятствующие росту, экономисты Morgan Stanley предупреждают, что вероятность того, что их "медвежий" прогноз сбудется, выше, чем "бычий" поворот событий.
На фоне уже резко замедляющегося роста два существенных понижательных риска определяют наш "медвежий" сценарий, - говорит Карпентер.
Во-первых, российское вторжение в Украину может привести к "сценарию отсечения", когда на все импортируемые российские энергоносители будет наложено резкое эмбарго со стороны Европы, что спровоцирует рецессию в Европе, которая может отразиться на других экономиках. "Удар по США от сокращения экономики Европы будет нанесен, поскольку ФРС ужесточила политику, что приведет к технической рецессии", - говорит главный экономист по США Эллен Зентнер. "Влияние этих двух крупнейших экономик распространится на весь остальной мир".
Вторым основным риском снижения является волна Ковида в Китае и политика "Ковида-ноль". "Наш прогноз роста Китая в этом году на 4,2% в годовом исчислении основывается на отсутствии дальнейших продолжительных закрытий крупных городов", - говорит Четан Ахия, главный экономист по Азии.
Между тем, любые сюрпризы в сторону повышения ограничены. Умеренная деэскалация ситуации в Украине может поддержать деловую уверенность, но подлинное урегулирование ситуации представляется не очень вероятным.
Аналогичным образом, ремонт глобальных цепочек поставок может ускорить рост, но с существенной оговоркой: "Поскольку центральные банки по всему миру уже пытаются замедлить рост, чтобы усмирить инфляцию, более быстрый рост приведет к более крутой траектории политики, что частично нивелирует положительный эффект", - говорит Карпентер.
Ориентируясь на региональные результаты
Большинство крупных экономик, включая США, Европу, Великобританию и Китай, стремятся к росту ВВП в два раза ниже, чем в 2021 году.
В крайнем случае, Россия явно способствует снижению темпов роста - по оценкам экономистов, ее ВВП сократится на 12% в 2022 году, что станет самым резким сокращением в стране с 1994 года.
Есть и светлые пятна. "В Азии, за пределами Китая, мы в целом наблюдаем здоровую экономическую активность, и этот регион, похоже, в некоторой степени превзойдет все ожидания, - говорит Ахия. В Индии произойдет небольшое снижение темпов роста по сравнению с 2021 годом, но темпы роста по-прежнему составляют 7,4%. Рост ВВП Кореи и Тайваня остается здоровым. И хотя прогнозируемый рост Японии на 1,9% в этом году является скромным, это улучшение по сравнению с прошлым годом".