Со мной работает товарисч, который очень любит рассказывать о том, как же невероятно круто реализована промышленная безопасность и все, что с ней связано в "развитых странах". Мы вот такие безалаберные орки, что ничего не работает и вообще нужно брать пример с Эуропы.
А как же там в этих ваших Эуропах обстоят дела? Есть у них такая интересная вещица, как торговля эмиссионными квотами. Основополагающая идея торговли квотами состоит в том, чтобы создать рынок прав на загрязнение.
Грубо говоря, если мы регулируем нормы выбросов различными документами, по необходимости выдавая квоты производствам, то в Европе, то производство которому нужно немножко больше слить бяки в атмосферу, может просто прикупить себе официальное разрешение. А где же выгода, спросите вы? Рынок этих самых квот в Европе оценивается в 54 млрд евро в год! (запомните эту цифру).
Ну квоты и квоты, дураки, скажете вы, но тут, мне следует достать из января прошлого года одну интересную заметку.
Благодаря" Парижскому соглашению по климату" в России компаниям-экспортерам придется платить трансграничный налог ЕС за выбросы углерода. Планируется, что данный налог для нас должен быть введен в 2025 году.
Да, да за копчение своего неба мы будем платить Европе кучу баблишка.
Поскольку наши "светлые умы", подписали абсурдное (на первый взгляд, 54 держим в уме) соглашение, мы вынужденно решили влезть в эту движуху с квотами, а пробу пера производим в формате Сахалинского эксперимента.
Может показаться, что решение опрометчивое, ведь мы сделали выстрел себе в ногу, однако, если поглядеть с точки зрения выгоды для государства, начинает прослеживаться интересная связь. Если наши производства будут дополнительно платить государству, то технически Европа должна будет принять этот инструмент регулирования и мы на экспорте не будем ничего должны, а денежки остаются в государстве, да и углеродный след дополнительно регулируется.
Теперь поглядим, что же будет в реальности. Для государства с нашим объемом лесных массивов - дополнительно обобрать свои производства конечно экономически выгодно, но особенно выгодно будет, если продавать эти самые квоты другим странам. Помните цифру 54? А теперь прикиньте, сколько мы будем зарабатывать за продажу квот на выбросы с учетом своей территории!
Итоги?
Вроде с одной стороны все прекрасно и экология будет, и бабло, и Европу разденем, чего бухтишь то?
Прежде всего, я считаю, что старая школа в нормах регулирования выбросов, была и остается гораздо более продуманной, эффективной и менее губительной для экологии, чем торговля ею на рынке. У нас и без того достаточно нарушений и продаваемых Ростехнадзором квот, тут разве что деньги не в карман будут идти, а в бюджет, только вот количество торгуемого, как обычно станет несоизмеримо большим.
А во вторых, я сомневаюсь, что даже с учетом текущей проблемы Украинского кризиса, мы поторопимся расторгать соглашение. Даже, если в текущем формате мы не будем исполнять свои обязательства под предлогом того, что наконец-то достали яйца, то что остановит наше государство от прекрасной возможности поторговать своим воздухом для чужих производств? Бабки при капитализме - это главная религия и доктрина. Нефть с газом мы ведь продаем врагам, пока наши ребятки за эту торговлю жизнями рискуют, верно?
P.S.
Соглашение было заключено в 2015 году, и его подписали более 190 стран. На картиночке потенциальный рынок для торговли квотами, считайте денежки, господа)