195 000 000 $... Это много или мало?
Это НОРМАЛЬНО, если речь идёт о картине Энди Уорхола. Именно за такую сумму арт-дилер Ларри Гагосян на днях приобрёл портрет Мэрилин Монро «The Shot Marilyns». Это картина стала самым дорогим произведением XX века, ушедшем с молотка на аукционе Кристис. Переплюнуть Уорхола смог только «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, проданный в 2017 году за 450 000 000 $. Неплохо, правда? Но то ж, извините, эпоха Ренессанса, а не хухры-мухры! А это что за шедевр, на который «разорился» Ларри Гагосян? Хм... опять извините, но это поп-арт! А Энди Уорхол самый раскрученный представитель этого направления в современном изобразительном искусстве. Ну, что ж, раз людям нравится, а некоторые даже покупают, значит, надо разобраться!
Поп-арт — история «альбионной болезни»
Как сказал бородатый авторитет политэкономии, «бытие определяет сознание», и эта формула в случае с поп-артом работает на все 100%! Сидит британец на своих островах и лапу сосёт, поскольку в послевоенной Англии сосать больше нечего. А напротив за океаном, в Америке, его брат англосакс жирок нагуливает и строит общество потребления, поскольку за военное время успел поправить свои делишки и вылезти из великой депрессии 30-х годов. Там тебе и хот-доги с пирожными, и бытовая техника с автомобилями, и Голливуд с Мэрилин Монро...
Такая крутетская житуха была доступна англичанам только на картинках в глянцевых американских журналах, которые почтальон бросал им в ящик. Вот, сидят листают журнал, слюнки сглатывают, а рука сама собой тянется... к ножницам! И, давай себе вырезать «вкусные» картинки и девушек-стройняшек с рекламы нижнего белья! А потом те же шаловливые ручонки хватают клей и клеят, клеят всё это на один лист. И получается коллаж! Лепота... от слова «налепить». Например, такой коллаж получился у Ричарда Гамильтона. Он нашпиговал своё произведение всяческими символами массовой культуры того времени и красивой, сытой жизни, вырезанными из журналов и рекламы, и дал ему очень странное название, которое и на название-то не похоже! Вот оно: «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?». Не название, а песня! Считается, что этот шедевр дал старт стилю поп-арт. А в последствии оно стало культовым. Вот такое было «бытие» у художников туманного Альбиона, определившее их сознание.
Они идеализировали и романтизировали общество потребления, преклоняясь перед воплощением американской мечты и делая из неё икону. Английский художественный критик Лоуренс Аллоуэй, подаривший название новому стилю, писал в экстазе: «Мы не испытываем к массовой культуре неприязни, распространённой среди интеллектуалов. Напротив, мы принимаем её как факт, детально обсуждаем и с энтузиазмом потребляем».
«Заокеанский диагноз»
Другое «бытие» определило другое сознание у американских художников. У них из-за перенасыщения масскультом стала формироваться противоположная реакция. Общество потребления вызывало у них иронию и сарказм. Например, Энди Уорхол показал портрет своего зажравшегося общества на картине «Сто банок с супом «Кэмпбелл». А Уэйн Тибо изобразил кругленькое пирожное с мордочкой Микки Мауса на картине «Выставка тортов». Герои Джаспера Джонса — пивные банки.
Таким образом, в Англии, а немного позже и в Америке, зародилось два направления поп-арта с разной смысловой нагрузкой. Вещь становится «музой», объектом вдохновения и у тех, и у других, но англичане преклонялись перед ней, провозглашая самоценность образов масскульта, а американцы иронизировали над ней.
Роднит их то, что художник эпохи общества потребления мог впасть в творческий экстаз от одного взгляда на бутылку Кока-колы, стиральную машинку, пылесос, банан, что говорить о поп-дивах: и Мэрилин Монро можно растиражировать в технике шелкографии, и Элвиса Пресли, и первую леди Жаклин Кеннеди... Чтобы корзину поп-арта наполнить доверху, сюда прилетят и комиксы с коллажами, и гигантские скульптуры из кеглей или перевёрнутого мороженого в рожке на крыше дома, и мостик через реку в виде чайной ложки с вишенкой (здесь размер имеет значение).
И, конечно, цифры, буквы, символы как арт-объекты — тоже приметы поп-арта. Впервые слово LOVE увековечил в скульптуре Роберт Индиана.
Ах, да! Про значение термина забыли! Но «расшифровка» не заставит репу чесать — всё без затей и лежит на поверхности: «популярное искусство», а для любителей заморочек — «общедоступное искусство». Да, так оно и есть, поп-арт это поэзия общедоступного искусства.
Поп-арт совсем немолод
Возник поп-арт аж 70 лет назад, но продолжает будоражить изощрённые умы и беспокойные сердца до сих пор! Современные дизайнеры в поте лица трудятся над эпатажными, провокационными интерьерами, экспериментируя со стилем поп-арт. Такой дизайн будет говорить об индивидуальности хозяина, подходит для молодых творческих людей с экстравагантным вкусом и, конечно, с чувством юмора. А еще его не советуют использовать в детских комнатах — интерьер в таком стиле может возбуждающе действовать на ещё несформировавшуюся психику.
Каноны поп-арта в дизайне интерьера:
Фишка интерьера в стиле поп-арт — эпатажная бюджетность в отделке, обстановке и деталях.
- Поп-арт «любит» контрасты. Поэтому все «арт-объекты» цвета «вырви глаз» должны быть на фоне светлых нейтральных стен, как в художественной галерее.
- Приветствуются любые неожиданные сочетания по стилистике, по форме и фактуре.
- Декорируем пространство постерами из комиксов или мультфильмов, афишами с поп-звёздами с использованием спектральной цветопередачи. Вместо вазы выбираем жестянку от тушёнки или бутылку из-под кока-колы. Блестящие безделушки с покрытием под металлик не должны создавать визуальный шум — всё должно быть в меру.
- Мебель приветствуется облегчённая округлых или футуристических форм.
- Отделочные материалы подойдут из глянцевого пластика.
- Текстиль в поп-арте должен быть гладким и блестящим, например, из искусственного шёлка. А еще можно добавить ковры и подушки с этническим орнаментом или в стиле поп-арт.
- Освещение: люстры, торшеры, бра лаконичных или необычных форм из стекла или пластмассы. Можно использовать «хенд-мейд» светильники из дисков или ретро пластинок. Дискотечный шар над головой будет также уместен.
Поп-арт, эклектика и китч НЕ ОДНО И ТО ЖЕ!
Если сравнивать интерьерные стили поп-арт и эклектика, на первый взгляд может показаться, что они очень похожи. Но это только на первый взгляд, хотя и в том и в другом — буйство ярких, спектральных цветов. Но на этом сходство кончается.
Суть китча в алогичности. Все элементы интерьера кричат, и собраны как бы случайно, без всякой системы — абсурдно, создавая видимость хаоса из всякой всячины. Естественно, в грамотном интерьере в стиле китч, осознанно создаётся видимость хаоса. Он управляемый, креативно и точно выстроен дизайнером. В противном случае — это не китч, а просто бардак! Без опытного специалиста очень сложно создать классный китчевый интерьер.
С поп-артом всё иначе. В нём существуют строгие каноны, следуя которым, можно своими руками устроить жилище в стиле поп-арт.
Рецепт успеха
Создаем поп-арт своими руками
Представим интерьер легендарных 60-х годов, то есть времён оттепели. Если трудно представить, то можно расспросить наших дорогих бабушек и дедушек. Они с удовольствием ударятся в ностальгические воспоминания. Заодно будет повод лишний раз пообщаться — и им приятно, и вам польза. Они вам обязательно расскажут про торшер и радиолу, хиты тех лет. Но главное — общая атмосфера жилья. Это светлые не загромождённые интерьеры, характерная лёгкая мебель на тонких «растопыренных», как у козочки, ножках. Форма мебели — без острых углов, округлённая. Бабушка и дедушка обязательно вспомнят легендарный первый холодильник ЗИЛ с округлыми формами. Ах, не холодильник, а мечта!
В общем, берём за основу такой интерьер со светлыми стенами и округлой лёгкой мебелью. Вешаем на стены большие яркие постеры, картинки из комиксов тех лет или репродукции художников поп-арта. Лучше американцев — они агрессивнее по цвету. Например, ту же Мэрилин Монро, которую Ларри Гагосян купил за 195 000 000 $, а вам она достанется за сущие копейки посредствам печати на холсте, и ЭТО будет НОРМАЛЬНО.
Эффект будет куда круче, ошеломительней, потому что ваша Мэрилин будет больше — от пола до потолка! Не хотите Монро, берите картины-постеры Роя Лихтенштейна «В машине» или «Плачущую девушку». Только, пожалуйста, тоже во всю стену! Граффити с цифрами и словами-символами (Love, Hope) тоже будут в тему.
Почему бы не примерить на стену гипсовую голову Аполлона, раскрасив его в малиновый цвет. Вместо серенькой мебели эпохи оттепели выбираем яркую, жизнеутверждающую спектральную палитру. А, может удастся уговорить бабушку отдать её раритетные креслица и диванчики 60-х годов? Тогда вам крупно повезло — меняете обивку на красную или ярко-жёлтую, и вы — счастливый обладатель поп-артовской мебели!
Ой, а как можно разгуляться на кухне! Помните улыбку Микки Мауса на тортике Уэйна Тибо? У него этих тортиков — тьма тьмущая! Выбирайте — это ваша тема, гурманы. Вместо вазонов ставим на подоконник серию банок из-под пива, как у Джаспера Джонса. И не забывайте о бутылках пепси-колы!
В общем, дело вкуса и вашей фантазии. Простор для творчества огромный, надо только погрузиться в эпоху поп-арта с головой — вам понравится!
В СССР поп-арту было не суждено зародиться в силу того, что на это в эпоху дефицита не было предпосылок. Советский быт не определял сознание масскульта. Но сейчас поп-арт ворвался в нашу жизнь и вызывает большой интерес. Наверстаем упущенное и флаг нам в руки — догоним и перегоним Америку!
Если вы хотите реализовать интерьер в стиле "поп-арт", то дизайнеры HALLEHOUSE вам в этом помогут :)
#поп-арт #стиль поп-арт #дизайн интерьеров #дизайн дома #стиль поп-арт #идеи дизайна #дизайн своими руками #стильный интерьер #современный интерьер #ИСКУССТВО