Некоторых из клиентов поддержал финансовый уполномоченный – но с точки зрения закона он лишь заменяет собой стадию досудебного урегулирования в споре.
В конце февраля и начале марта, как мы помним, на валютном рынке творился хаос – пока официальный курс доллара подбирался к 100 рублям, банки смело продавали «американца» по 150 рублей и дороже. Курсы доллара менялись так быстро, что Тинькофф банк не успевал менять курсы других валют – например, фунтов стерлингов.
И некоторые клиенты этим воспользовались – купив за рубли фунты, а за фунты – доллары. Так доллары удавалось купить всего по 88 рублей, затем продать их по более высокому курсу, и снова провернуть сделку. Некоторые заработали на этом от 10 до 50 тысяч долларов.
Правда, Тинькофф банк такой изобретательности своих клиентов не оценил. Спустя несколько дней банк выставил клиентам счета на крупные суммы, которые посчитал их неосновательным обогащением. Так, кому-то списали 10 миллионов рублей и 25 тысяч фунтов, и потребовали их вернуть за 25 дней. Проблема в том, что накопленная такими «махинациями» валюта вскоре подешевела, поэтому клиенты оказались в глубоком минусе.
Банк не стал церемониться с клиентами и предпочел подать на них в суд.
Как мы знаем, по всем делам с суммами иска до 500 тысяч рублей обязательной является попытка досудебного урегулирования через финансового уполномоченного. Уполномоченный – независимая сторона, которая должна решать спорные ситуации между теми, кто оказывает финансовые услуги (банки, МФО, страховые компании) и потребителями этих услуг.
У нескольких клиентов суммы исков были менее 500 тысяч рублей, и юрист из местного общества защиты прав потребителей направил дела к уполномоченному. И уполномоченный принял решение в пользу клиента. Перед финомбудсменом было две позиции сторон:
- клиентов – банк сам предложил купить валюту по заявленному курсу, он зарабатывает на этом, а потому сам несет предпринимательский риск и не вправе перекладывать его на потребителя;
- банка – курсы валют были ошибочными, а клиенты проводили обмены раз за разом, что похоже на злоупотребление.
Финансовый уполномоченный решил, что правы клиенты – банк должен нести предпринимательский риск, и всю вину за списание денежных средств.
Скорее всего, юристы Тинькофф банка обжалуют решение уполномоченного уже в суде. Там же будут рассматриваться иски тех, чьи суммы требований значительно выше 500 тысяч рублей. Как рассказали некоторые из них, арбитражные суды уже провели предварительные заседания, представители банка на них не явились, а слушания назначены на июнь.
Успех своих собратьев по несчастью на уровне финомбудсмена их не успокаивает – если банк требует больше 500 тысяч рублей, это явно не одна случайная операция по обмену валюты, а целая череда сделок. Соответственно, банку будет проще доказать, что клиент злоупотреблял ошибкой в системе, и шансы отбиться от претензий у клиента будут очень и очень небольшие.
Кстати, это уже не первый конфуз у Тинькофф банка. В далеком 2008 году житель Воронежа получил от банка письмо с договором-офертой, который было достаточно подписать и начать пользоваться картой. Но он изготовил очень похожий документ, но со своими условиями – по ним банк был должен открыть ему беспроцентный и практически невозвратный кредит на 24 миллиона. А банк акцептовал этот договор, потому что никто не вчитывался в слишком мелкий шрифт.