Думаю, почти всем известен вот этот портрет героя Отечественной войны 1812 г. генерала от инфантерии князя Петра Ивановича Багратиона работы В.А. Тропинина. Он очень часто воспроизводится как в различных материалах по биографии военачальника, так и в общих работах по истории наполеоновских войн.
Между тем высока вероятность того, что это вовсе не Багратион. Подчеркну, что в отличие от периодически публикуемых на данном канале моих собственных попыток атрибуции портретов различных исторических деятелей, в данном случае я излагаю выводы более квалифицированных специалистов по атрибуции.
Аргументы против признания персонажа портрета Багратионом таковы. Представленный на картине числящийся по пехоте (черный плюмаж на шляпе) генерал изображен в общегенеральском мундире образца 1808-09 гг. Соответственно, портрет написан не ранее этого времени. В этот период еще не были введены звездочки на эполетах, поэтому мы не можем узнать точный чин генерала. Однако сами эполеты, по указаниям, специалистов, не русского образца. Мне не удалось найти репродукцию портрета в достаточно высоком разрешении, чтобы рассмотреть эполеты подетальней, но даже при имеющемся качестве на поле эполет заметны какие-то завитки, разводы, которых по идее никак не должно быть на эполетах российского образца, но вполне характерные, кажется, для французских. Ношение русскими генералами эполет иностранного образца, например, трофейных, могло встречаться во время заграничных походов 1813-14 гг., до которых, как известно, Багратион не дожил.
А самое главное – к 1808-09 гг, не ранее которых был создан рассматриваемый портрет, Багратион, к тому времени уже прославленный полководец, имел более высокие награды, чем изображены у персонажа картины. Генерал на портрете имеет орден Св. Анны 1-ой степени (чресплечная лента и звезда на правой стороне груди), орден Св. Владимира 2-ой степени (крест на шее и звезда на левой стороне груди), орден Св. Георгия 3-ей степени (крест на шее) и прусский орден Красного орла (самый нижний крест на шее).
Между тем у Петра Ивановича к 1808-09 гг. имелись уже ордена Св. Александра Невского с алмазами (с 1799 г.), орден Св. Георгия 2-ой степени (с 1806 г.), орден Св. Иоанна Иерусалимского (с 1799 г.), австрийский Военный орден Марии Терезии 2-ой степени (с 1799 г.), сардинский орден Св. Маврикия и Лазаря 1-го класса (1799 г.) и прусский орден Чёрного орла ( с 1807 г.). Кроме того, как раз в 1808-09 гг. Багратион был награжден орденами Св. Владимира 1-ой степени и Св. Андрея Первозванного. Все эти награды обязательно присутствовали бы на портрете, если бы он действительно был изображением князя Багратиона.
Кто же в таком случае может быть изображен на портрете?
По набору наград (а дополнительно – и по критерию внешней, «физиономической» схожести с другим имеющимся портретом) это может быть генерал-майор (позднее – генерал-лейтенант) Федор Иванович Талызин 1-й.
Вот его «подтвержденный» портрет работы Дж. Доу из Военной галереи Зимнего дворца.
Ф.И. Талызин происходил из достаточно известного московского дворянского рода. По принятой практике в службу записан в раннем детстве, к действительной службе приступил в возрасте 16 лет в Лейб-гвардии Измайловском полку. Позднее участвовал в войне с Персией, в 1804 г. вышел в отставку. В 1812 г. вступил в Московское ополчение, затем был переведен в регулярную армию и назначен командиром пехотной бригады,а в 1813 г. – дивизии. Дошел до Парижа, неоднократно отличился. В 1820 г. произведён в генерал-лейтенанты. В 1828 г. по обвинению в растрате казённых сумм, уволен от должности, а затем решением суда отставлен от службы «без мундира [то есть с запретом носить прежний мундир во время пребывания в отставке], с запрещением впредь служить». Прощен императором Николаем I в 1839 г. и получил отставку «с мундиром и пенсионом в 3000 рублей в год».
Такие дела. И – для полноты обзора – «несумнительный» портрет князя П.И. Багратиона.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.