Найти в Дзене

Как партизан двумя минами взорвал 4 эшелона

Приветствую, друзья. На нашем канале мы часто пытаемся писать о забытых героях и местах боевой славы. Не просто пересказать то, как геройски сражалась Брестская крепость, это итак многие знают, а рассказать о тех героях, которые, к сожалению, сейчас уже забыты. Или, например, все у нас в Воронеже знают про Чижовский плацдарм, но мало кто знает, что есть еще и Шиловский, без которого не было бы победы на первом, как и самого освобождения Воронежа скорее всего. Вот про него мы как раз однажды и решили снять. Политика автора канала такова - рассказать о тех, кого награды, учебники и кино о войне обошли стороной, хотя они тоже сделали немало для Победы. Сегодня как раз поговорим об одном из таких героев.

Федор Крылович родился в 1916 году в городе Минск. Работал на железной дороге монтером-связистом. Служба в армии у него тоже была связана с железной дорогой. С ней его связывало многое и он даже еще не представлял, что свой самый главный поступок в жизни он тоже совершит на ней. Когда на белорусскую землю пришла война, Крылович жил и работал в Осиповичах. Как только узнал, первым делом отправился в военкомат, Родину защищать. Но, его оттуда завернули. Сказали, мол, что он как работник на хорошем счету и такие железнодорожники нужны в тылу. Крылович конечно расстроился, но, совсем ненадолго. Дело в том, что Осиповичи перестали быть тылом уже 30 июня 1941 года, то есть, спустя неделю после начала войны.

Бежать с товарищами из города и примкнуть к партизанам, у Крыловича не удалось. Фашисты довольно оперативно выставили патрули и мужчин завернули обратно в город. Городу, а точнее немецким оккупантам, нужна была бесплатная рабочая сила. Почему их не расстреляли, а отправили обратно в город на работы? Дело в том, что Осиповичи были тогда крупным железнодорожным узлом, через который составы с вооружением и техникой следовали в направлении Москвы. А Москву, как вы знаете, немцы планировали захватить в ближайшее время.

-2

Крылович не сдавался и раз уж не удалось рвануть к партизанам, решил организовать свое подполье. Но, сделать это было непросто. Дело в том, что в городе немцы держали строгую дисциплину и соблюдение комендантского часа. Например, если ночью на улице ловили человека, то расстреливали всю его семью. Или если в окне дома загорался свет, то сжигали весь дом. Естественно, организовать подполье в такой атмосфере было непросто. Но, Крылович справился, потому как пользовался большим авторитетом у рабочих депо и горожан. Как говорили, мастер был отличный, его все знали. В общем, из работников депо удалось собрать небольшую диверсионную группу из 11 человек. Также среди горожан нашлись 4 добровольца, которые распространяли листовки.

-3

Дело Крыловича росло и сеть диверсионных отрядов на железной дороге тоже. С 1941 по 1943 годы отрядами Крыловича была уничтожена 21 цистерна с горючим, выведено из строя 13 платформ и несколько десятков электромоторов. Причем, что интересно, зная профессионализм Крыловича, немцы его же и отправляли на ремонт. А тот попутно еще какую-нибудь диверсию совершал или разрабатывал новый план. Крыловичу надо сказать еще и повезло, что никто его не заподозрил за эти два года, или не заложил. Все таки, бывали и такие случаи, внедряли немцы своих в подполье. Но, не в этом случае, Крылович брал в отряд только проверенных людей.

К 1943 году Крыловичем в городе Осиповичи было организовано целых девять подпольных комсомольских отрядов. В июне 1943 года партизаны-железнодорожники решили организовать масштабную диверсию, а именно подорвать целый состав с чем нибудь стоящим. Благодаря связям с партизанским отрядом "Храбрецы" удалось достать две магнитные мины. Что интересно, ожидая удобного момента, Крылович зачастую носил эти мины с собой, на дне ящика с инструментами. А куда деваться, приходилось рисковать жизнью, ничего не поделаешь.

-4

Ночью, 30 июня 1943 года, Крыловича вызвали в депо из-за какой-то поломки. Командир партизан по привычке взял две мины, уложил на дно ящика с инструментами и отправился чинить поломку. По воле случая, именно этой ночью на станцию прибыл целый эшелон с бензином, который должен был отправиться под Курск. То есть, в то самое место, где в данный момент шли сражения на Курской дуге, а также крупнейшее танковое сражение в истории под Прохоровкой. Немцам это горючее ой как нужно было. Крылович сразу смекнул - вот она главная цель. Сложность создавало то, что немецкая охрана не спускала с него глаз, но он справился и во время обхода смог незаметно закрепить мину в начале и в конце эшелона. Но, помимо прочего, рядом с эшелоном с горючим стояли эшелоны с боеприпасами, что тоже сыграло свою роль.

-5

В итоге, всего из-за двух мин, получился настоящий эффект домино. Когда рванули две цистерны с горючим, то, естественно, пламя перекинулось и на остальные. Не заставили себя долго ждать и эшелоны с боеприпасами, которые рванули следом. А их было аж три штуки. Взрыв был настолько сильный, что куски цистерн разбросало по всему городу. Пожар немцы тушили более 12 часов. Как оказалось позже, Крылович смог всего двумя минами уничтожить 25 вагонов с бензином, 8 цистерн с авиамаслом, 65 вагонов с боеприпасами, 8 танков, 7 бронемашин и 12 вагонов с продовольствием. Фашисты решили, что их бомбит советская авиация и стали палить из зениток наугад в небо. Довершением всего стало то, что огонь перекинулся на находящийся рядом концлагерь. Узники, воспользовавшись неразберихой, по большей части смогли бежать. Крылович своей диверсией спас не только большое количество военнопленных, но и существенно помог фронту.

-6

После этой диверсии Крылович с товарищами пополнили один из партизанских отрядов, где позже успешно провели еще несколько аналогичных операций. В 1944 году, после того как Беларусь была освобождена, Крылович вернулся домой - многочисленные ранения и контузии не позволили продолжать службу. Вернувшись домой он узнал, что жены и дочки больше нет в живых - замучили фашисты. Его действительно неповторимый подвиг остался незамеченным и высокие награды обошли стороной. Да и сам он не выбивал себе ордена и медали, характер не позволял. Жил себе спокойно в Осиповичах, работал на той же станции. В 1948 году, благодаря секретарю Белорусского комсомола Мазурову, который был наслышан о партизанских подвигах Крыловича, удалось выбить орден Ленина. Тем не менее, многочисленные ранения, а также глубокая душевная рана в связи с потерей семьи, сделали свое дело. В возрасте 43 лет Федора Крыловича не стало. Высокие награды обошли его стороной, но подвиг его бессмертен и только наша память не позволит предать его забвению. Подвиг, лишивший врага самого необходимого, в разгар крупнейшего танкового сражения в истории.

#saturdaytrip #субботние путешествия #великая отечественная война #вторая мировая война #1941-1945 #беларусь #партизаны #курская дуга #прохоровское поле #великая победа