Художник, рисунки которого знакомы всем - а биография, наверное, никому. Несправедливо! Ведь книги с его иллюстрациями - ярчайшие впечатления советского детства. Если у кого была - непременно обходила весь класс, и могла вернуться владельцу с поцарапанными картинками: пытались срисовать под копирку...
У меня были его Сказки Андерсена:
Но его "Пиноккио" мне нравился ещё больше. В конце концов повезло купить:
Вот такие рисунки - самостоятельные произведения искусства на каждой странице! Но при этом ни в одной книжке - ни слова о художнике. Только загадочная фамилия. То "Марайа", то "Мэрайа".
А никакой тайны, оказывается, не было - просто упущение издателей. Потому что автор этих рисунков стал классиком итальянской иллюстрации при жизни, лауреатом многих международных премий.
Но при этом сам он был не вполне доволен судьбой: считал себя настоящим живописцем, а иллюстрацию - ремеслом. Но что поделаешь - живопись особым спросом не пользовалась...
И рекламки, и этикетки, и обложки блокнотов, и абстрактные полотна (непосвящённому покажутся просто детской калякой-малякой).
Неужели хотелось просто бежать от столь очевидного призвания СКАЗОЧНИКА? Нет, просто талант требовал развития - а в области иллюстрации развиваться, пожалуй, уже и некуда. Перепробовал всё.
Будущий художник родился в Беллинцоне в 1912 году, в семье журналиста. Его отец тоже не был равнодушным ремесленником: так страстно желал победы Италии в Ливийской войне, что назвал сына "Либико" - "Ливиец", в память об этой кампании.
Рисунки сына отец поначалу просто собирал, но очень скоро понял, что ЭТО - готовые патриотические открытки. Неужели издатели не заинтересуются, учитывая, что автору ШЕСТЬ лет?!
А здесь ему уже четырнадцать, и он уже студент в Школе Искусств в Лугано. Пробовал свои силы и в скульптуре - даже получил премию.
Восемнадцатилетний Марайа уверенно считал себя портретистом. Заказывали много и охотно:
А в двадцать лет Либико Марайа открыл свою собственную студию: плакаты, афиши, оформление витрин...
Можно не уточнять, к какому балету эта афиша. Чего стоят одни только Маленькие Лебеди!
НЕ реализм, НЕ романтизм, НЕ абстракционизм... работы художника не определишь никаким "измом" - это какой-то самостоятельный стиль. Где реализма чуть больше, где чуть меньше...
Чувствуя себя взрослым и состоявшимся, художник женился на Чиарине Коломбо, и уже через два года, с годовалым сыном Марцио они перебрались из Швейцарии в Италию. Ещё несколько лет работы на "ширпотреб" - конверты для грампластинок, обложки нотных сборников, этикетки для духов.
И вдруг...
Итальянское издательство предлагает проиллюстрировать сборник "Волшебные сказки народов мира".
И оказалось - чтобы "нарисовать" сказки Китая, Индии или Африки, надо очень много знать... Это - бездна!
Именно эта работа обратила на него внимание Уолта Диснея - предложил сотрудничество для создания первого в Европе полнометражного мультфильма "Роза Багдада". Это была возможность выйти на новый, международный уровень...
Казалось бы, уже можно почивать на лаврах? С выходом этого фильма тридцатисемилетний художник получил всемирную известность!
Но это была ещё только "присказка". Именно тогда Марайа окончательно осознал себя как иллюстратор. Настоящая слава его была впереди!
(Продолжение здесь:
Другие рассказы о книжных иллюстраторах здесь: