При захоронении мертвых высоко в горах ключевую роль играют грифы. Птицы уносят тела усопших на небеса.
На протяжении веков подход к захоронению мертвых стал единым в большинстве культур. Однако есть на свете места, где последнее прощание все же носит зрелищный и жестокий — особенно для европейцев — характер.
Жизнь на Земле — это только начало пути
Некоторые тибетцы считают, что их предки практиковали небесное захоронение еще 11 000 лет назад. Однако доказательств этому нет. У археологов также мало шансов обнаружить разлагающиеся останки, поскольку они уже давно… съедены.
К слову, весь погребальный ритуал начинается с четвертoвания трупов. Затем их отвозят в выбранное место — обычно высоко в горы.
Чем выше, тем больше шансов, что стервятники прилетят как можно скорее, и они играют здесь ключевую роль — они поедают тело умершего и улетают с более крупными кусками.
Тибетцы верят, что птицы уносят тело на небеса. Там душа умершего ожидает перевоплощения в новом виде.
Эта форма захоронения имеет не только духовное измерение, но и практическое. Земля часто промерзает, что делает рытье могилы очень трудоемким. Небесное захоронение может состояться независимо от погодных условий. Это также отсылка к тибетским ценностям смирения и уважения к природе. Подкармливая стервятников телами умерших, тибетцы мало влияют на Землю.
И наконец, по верованиям общины, смерть — это не конец жизни, а всего лишь часть перехода между воплощениями. Чтобы реинкарнация прошла успешно, от физического тела умершего не должно оставаться никаких следов.
Где происходят небесные захоронения?
В качестве места для небесного захоронения семьи усопших обычно выбирают монастырь Дрикунг Тил в округе Майжокунггар примерно в 150 км к востоку от города Лхаса.
Второй престижной локацией является крупнейшая в мире буддийская академия Ларунг Гар. Она расположена более чем в 20 км к юго-востоку от уезда Сертар, в префектуре Гарзэ, провинция Сычуань.
Погребение в небе — не единственный погребальный ритуал в Тибете. Погребение в ступе, буддийском священном сооружении, считается самым благородным и священным.
Церемония предназначена для избранных, включая Далай-ламу и Панчаяму. Бальзамированные трупы священнослужителей оборачивают лечебными травами. Нередко их также посыпают золотыми хлопьями и шафраном. Кремация чуть менее почетна.
Сжигание трупов практикуется среди монахов и аристократов. Прах усопшего высыпают в деревянный ящик или глиняный кувшин и затем закапывают в землю. Иногда пепел развеивают по ветру или бросают в реку.
В районах, где нет стервятников и невозможно захоронение в небе, умерших хоронят в воде. Однако эта форма последнего прощания вызывает споры. Некоторые общины считают это способом избавиться от нищих и людей с низким социальным статусом.
Закапывание умерших в землю также практикуется редко. Чаще всего так хоронят убитых или умерших от заразных болезней. По словам тибетцев, их тела недостаточно чисты, чтобы стать предназначенными для стервятников.
В некоторых регионах общины имеют свои уникальные погребальные ритуалы. В Ньингчи, например, мертвых детей хоронят в деревянном ящике и подвешивают глубоко в лесу.
В южном Тибете забальзамированные трупы помещают в деревянный ящик и подвешивают на высоте от 50 до 300 метров над землей.