Найти тему

Мышиная утопия: эксперимент «Вселенная-25» Джона Кэлхуна

Оглавление

Как жизнь в утопии повлияла бы на нас? Джон Кэлхун решил найти ответ, создав мышиную утопию. Результат его эксперимента был потрясающим.

Утопия понимается, в частности, как идеал счастливого общества. Для большинства из нас это бы был бы мир, в котором нет голода, войн, есть доступное для каждого здравоохранение, а все проблемы повседневной жизни устранены. Однако хотелось бы узнать, как на самом деле повлияет на нас жизнь в мире без забот и проблем? Джон Кэлхун решил найти ответ, создав мышиную утопию.

Джон Кэлхун американский этолог и исследователь-бихевиорист. Его основные интересы были сосредоточены на анализе поведения животных (особенно грызунов) и выводах из них, предполагающих, как перенаселение может повлиять на развитие нашего общества. Он создал эксперимент «Вселенная-25», широко известный как «мышиная утопия», который через четыре года привел к довольно впечатляющему результату.

Подготовка к созданию утопии

Целью эксперимента было проверить, как живые организмы ведут себя в ограниченном жизненном пространстве. Кэлхун выбрал в качестве объекта своих исследований мышей, для которых была построена специальная клетка. Она была оборудована неограниченным доступом к пище, воде и материалам, из которых грызуны могли строить гнезда в специальных ящиках. Температуру поддерживали на уровне 20 градусов. Мыши не опасались хищников. Также они имели постоянный ветеринарный контроль, особенно в части защиты от заразных болезней.

Джон Б. Кэлхун американский этолог
Джон Б. Кэлхун американский этолог

Таким образом, были созданы идеальные (почти утопические) условия жизни. Единственным ограничением было пространство. Клетка могла вместить максимум 3840 особей.

Фаза первая: адаптация

Эксперимент начался в июле 1968 г. с помещения в клетку восьми мышей — четырех самок и четырех самцов. Первый этап исследования продолжался до 104-х суток. Этот этап был назван адаптационным периодом. Это было время, когда мыши привыкали к новой ситуации, месту и друг другу. Поначалу они проявляли неуверенность и осторожность ко всему. Однако со временем они разграничили свои территории, построили гнезда и стали контактировать друг с другом. Наконец, родилось их первое потомство, тем самым завершив первоначальный раунд исследований.

Второй фаза: этап быстрого развития

Второй этап длился со 105-го по 314-й день и был назван фазой быстрого развития, так как характеризовался наибольшей рождаемостью. Численность населения клетки удваивалась каждые 55 дней. Были и более сильные, доминирующие особи, имевшие многочисленное потомство. Мыши социализировались более охотно, проводя вместе больше времени, чем на предыдущем этапе.

Интересно, что в конце этой фазы количество особей с более слабым положением в популяции было в три раза больше, чем доминирующих. Среди наиболее сильных мышей в основном были грызуны старшего возраста из первых поколений.

Джон Б. Кэлхун со своими подопечными
Джон Б. Кэлхун со своими подопечными

Фаза третья: время стагнации

Третий этап эксперимента назывался фазой застоя и длился он с 315 по 559 день. Это был момент, когда сообщество мышей достигло максимальной численности — 2200 особей. С тех пор началось снижение рождаемости, население удваивалось каждые 145 дней.

Самцы начали терять интерес к размножению и защите своей территории. Вместо этого они больше сосредоточились на основных занятиях (таких как сон или еда) и поддержке своего внешнего вида в чистоте. У них также развилось гомосексуальное поведение, ориентированное в первую очередь на пассивных особей. Самки, наоборот, стали более агрессивными. Особенно это касалось тех, кто ухаживал за потомством. Также происходила постепенная утрата материнского инстинкта. Шли дни, не только уменьшалось количество оплодотворенных самок, но и мыши стали поедать новорожденных.

Фаза четвертая: вымирание

Последней стадией была фаза угасания. Это был самый продолжительный период эксперимента, продолжавшийся с 560 по 1588 день. Естественный прирост был отрицательным, что означало, что умирало больше мышей, чем рождалось. Также была утрачена способность к размножению. Последнее рождение было зарегистрировано на 600-й день, а последнее спаривание — на 920-й день. С другой стороны, увеличилось число так называемых элитных особей. Это были вышеупомянутые самцы, сосредоточенные только на сне, еде и тщательной чистке меха. Они полностью утратили интерес к противоположному полу, к защите своей территории и расширению возможностей своего сообщества.

В результатах этого эксперимента Джон Кэлхун увидел аналогию с современным обществом.

Последнее поколение мышей оказалось свободным не только от агрессии, но и от потребности в социализации. Они заботились только о своих потребностях и своем внешнем виде. А последние живые экземпляры были описаны исследователями как... глупые. На 1588-й день эксперимента погибла последняя мышь, на этом эксперимент закончился. Исследование проводилось еще несколько раз (тоже на мышах) и каждый раз результат был одинаковым.

Есть ли выводы для людей из мышиной утопии?

В результатах этого эксперимента Джон Кэлхун увидел аналогию с современным обществом. По его словам, когда основные проблемы, связанные с добычей пищи или наличием крыши над головой, исчезают, мы можем начать быть социально индифферентными и занимать пассивную позицию в жизни. Однако вопрос в том, насколько выводы этого эксперимента действительно применимы к нашему обществу?

Наука
7 млн интересуются